Кирилл (kirill_moiseev) wrote in travel_russia,
Кирилл
kirill_moiseev
travel_russia

Categories:

Очарование брусчатки Калининградской области

1) К совместному с Константином nord_ursusпредыдущему репортажу о местах, где сохранилась брусчатка и булыжное мостовое покрытие в России и (+ примеры в Беларуси и Украине) интересно будет продолжить исследование на эту тему на примере сохранившейся брусчатке в Калининградской области. К сожалению, я не обладаю теорией относительно ушедшего способа укладки дорог и тротуаров в нашей стране, но совместно с другими пользователями можно сделать неплохую картинку мест с сохранившейся до настоящего времени дореволюционной мостовой.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8396.JPG

2) В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8430.JPG

3) Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц: "каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило".
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8435.JPG

4) Со временем булыжные мостовые в тогдашней столице Российской империи начали заменять брусчаткой.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени (деревянные мостовые можно встретить в Солигаличе, Чухломе, Парфеньево Костромской области в репортаже Константина.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8459.JPG

5) В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядоченными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность.Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
На фото - Озёрск (нем. Darkehmen).
IMG_8434.JPG

6) visualhistory по теме сохранившихся мостовых в России отметил: "я, кстати, тоже собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории. А где-то может быть ещё не поздно откопать старую брусчатку из-под слоя асфальта".
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8450.JPG

7) По данной теме блогер schelkunov скинул интересную статью о сохранившемся способе укладки автодорог шестигранными плитками под названием "трилинки". Данные артефакты можно найти в Бресте, на автодороге Кобрин-Пинск, появившиеся в межвоенный польский период на территории современной западной Беларуси. Вот ещё материал на данную тему
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8449.JPG

8) Вот ещё дополнение calendulae о рижской брусчатке: "по поводу брусчатки в Риге довольно простое объяснение. Каменное строительство домов началось в 13 веке. Немного позже вступил полный запрет на деревянное строительство. Соответственно улицы, тоже можно было мостить только камнем. Как материал, использовали добываемый недалеко доломит. К 1413 году замостили всю ратушную площадь.
При шведах, в 17 веке начали переходить на гранитные булыжники с полей, как более долговечные. Был приказ, как плату за въезд с крестьян брать булыжниками.
С 1851 года приказ обязательного покрытия улиц булыжником, и ввели специальный налог.
С 1873 года начали завозить из Швеции колотую "рижскую" брусчатку.
После войны стали массово центральные улицы менять на асфальт, но в 1960-е годы приняли постановление в исторической части города (особенно в Старом городе) о сохранении брусчатки".
На фото - Железнодорожный (нем. Gerdauen).
IMG_8451.JPG

9) Брусчатка в Черняховске (нем. Insterburg). Многоэтажки на месте погибшей немецкой застройки в результате ожесточённых боёв в ходе Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 года.
IMG_8437.JPG

10) Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов.
На фото - частный сектор в окрестностях Черняховска (нем. Insterburg).
IMG_8433.JPG

11) Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства.Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8431.JPG

12) Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8432.JPG

13) В России и Беларуси массовое исчезновение булыжных мостовых и брусчатки приходится на 60-е гг. ْXX века. Интересный факт остаётся, что в Финляндии, Эстонии, Латвии,Литве, Украине брусчатка очень во многих местах сохранилась. Дело может быть просто в руководстве отдельных республик, по-разному видевшие эстетическую ценность и целесообразность укладки дорог именно этим способом.
На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8436.JPG

14) Больница в Черняховске (нем. Insterburg). Приглядитель. Ближе к краям один способ укладки, в центре - другой и ещё отрывок, словно игравший роль пешеходного перехода.
IMG_8448.JPG

15) На этом дворе Черняховска (нем. Insterburg) познакомился с человеком, который сумел своей активной гражданской позицией спасти брусчатку города от уничтожения (или быть возможно разобранной или закатанной в асфальт).
IMG_8446.JPG

16) На фото - Черняховск (нем. Insterburg)
IMG_8455.JPG

17) В лесу по дороге к замку Бальга.
IMG_8447.JPG

18) На фото - Советск (нем. Tilsit).
IMG_8444.JPG

19) На фото - Советск (нем. Tilsit).
IMG_8443.JPG

20) Сохранился и немецкий тротуар для пешеходов возле школы, где учился Вернер фон Браун.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8440.JPG

21) Во внутреннем дворе булыжная мостовая
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8454.JPG

22) Призраки Германии в простых дворах.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8453.JPG

23) Фрагмент немецкого тротуара.
На фото - Гусев (нем. Gumbinnen)
IMG_8441.JPG

24) Вдоль железнодорожных путей вокзала Гусева.
IMG_8442.JPG

25) Эта фотография Калининграда (нем. Königsberg) очень символично отражает 2 лика города - немецкого и российского.
IMG_8458.JPG

26) Вот ещё тип укладки брусчатки, видимо, другая порода, от этого различия в формах кладки.
На фото - Калининград (нем. Königsberg)
IMG_8439.JPG

27) Спальный район на месте почти самого центра Кёнигсберга.
IMG_8457.JPG

28) Внутренний двор больницы.
На фото - Калининград (нем. Königsberg)
IMG_8456.JPG

29) Если у кого из читателей есть снимки брусчатки и мостовой - кидайте фотографии в комментариях.
IMG_8445.JPG
Tags: Калининградская область
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments