Домбай: практические вопросы

Туристские новости сообщают, что на старте горнолыжного сезона "старый добрый Домбай преподнес сюрприз, составив реальную конкуренцию столице зимней Олимпиады". Я очень рада возрождению Домбая, потому что это совершенно исключительное место, другое такое найти трудно не только в России, но и за ее пределами. Я уже рассказывала про Домбай, а сегодня хочу остановиться на практических вопросах: проживание, питание, канатные дороги. К сожалению, я не горнолыжник и опыт мой летний, но я думаю, он пригодится тем, кто собирается кататься в Домбае в этом сезоне.
Итак, Домбай был туристской и горнолыжной Меккой еще во времена СССР. Вспомним строки из "Домбайского вальса" Юрия Визбора:
"Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой..."
От тех времен осталось несколько гигантских гостиниц, две канатные дороги и шоссе из Теберды.
В начале 90-х Домбай был забыт (те, у кого были деньги, осваивал заграничные курорты), а около 10 лет назад началось возрождение туристского Домбая. В 2016 году в Домбае - туристский бум. Каждый дом на главной (и почти единственной) улице Домбая - гостиница с кафе, размеры сувенирного базара впечатляют даже тех, кто хорошо помнит пресловутый Черкизон, способы выкачивания денег из туристов причудливы и разнообразны.
Вот так выглядит сегодняшний Домбай - результат "архитектурного разнобоя". Читала, что он похож на Андорру, а также, что "по внешнему впечатлению на мой вкус он кладёт на обе лопатки легендарный швейцарский Санкт-Мориц. По крайней мере, пока не наступит вечер и в ресторанах музыку не включат. Потому что тогда спасайся кто может". Добавлю, что надеюсь, в Андорре и Санкт-Морице немного чище и меньше пыли. И да, с музыкой получше...



Наша гостиница "Эльбрус", на мой взгляд, лучшая в Домбае! Она стоит "на отшибе", здесь тихо, потрясающий вид и обалденный воздух.
Вид от крыльца гостиницы (у некоторых счастливчиков такой был из окна)

А так выглядит одна из станций канатки.


Кроме закупки сувениров, на высоте 3000 метров можно сфотографироваться с животными

Поесть в одной из многочисленных кафешек
Одна из главных проблем туристского Домбая - увы, туалет. В гостинице и в хорошем кафе (где мы пару раз обедали) все ОК. А вот на вершине удобства только такие. зато какой вид...

Теперь подробнее о канатных дорогах. В Домбае две системы канатных дорог - старая и новая, маршруты у них совпадают, цена тоже, и между ними - нешуточная конкуренция. На старой дороге нам рассказали, что у них все более надежно и для сердца полезнее. Есть еще третья дорога (маятниковая, одна большая кабинка), но летом она почти не работает, так что про нее почти ничего сказать не могу
Старая кресельная дорога строилась в 60-е - 70-е годы. Вид у нее раздолбанный, некоторые опоры нуждаются в покраске, станции - фанерные халупы, оплату берут наличностью прямо перед посадкой и билетов обычно не дают. Крепкий мужчина поставит тебя на нужную точку, подтолкнет в подплывающее кресло и... начнется кайф.

Первая очередь старой канатки - однокресельная, вторая тоже, но она не действуюет: на склонах, куда она ведет, сейчас не катаются, и необходимость в канатке отпала. Так она и ржавеет :(
А третья, четвертая и пятая, ведущие на высоту 3035 метров - парные

Новая канатка построена уже в XXI веке. Первая ее часть представлена вагончиками-гондолами. Нижняя станция - красивое стеклянное здание с кассой, где принимают карточки, турникетами и чипованными билетами. Правда посадку осуществляют такие же джигиты, как и на старой канатке, и в таком же стиле.

Гондолы очень красивы. Вид снизу, из Домбая.

А это вид из кабинки. Спуск стремительный и похож на какое-то прекрасное падение

Вторая очередь новой канатки - кресельная, но в отличие от старой, представлена мягкими шестиместными лавочками.

И наконец, последняя очередь, ведущая на высоту 3112 метров - четырехместные лавочки. Старая канатка на эту высоту уже не добирается.

Немного про питание. Точек не просто много, а очень много. (Но не все так просто. Как-то мне взбрело в голову попить кофе где-нибудь на террасе с хорошим видом - не удалось). Кухня - кавказская со среднеазиатским уклоном (к примеру, почти везде есть лагман). Мы питались в основном хычинами - пирогами с начинками, брали с сыром. Уровень сервиса разный, но везде, где мы были, вкусно и добротно.
Отдельно упомяну довольно дорогое по местным меркам кафе "Кристалл", которое нам рекомендовала гид. В нем мы дважды обедали. Выбрали мы его (из нескольких рекомендованных) за веранду прямо над рекой (на фото вид от столика)

Это кафе достойно выдерживает привычный стандарт обслуживания по всем параметрам - от кондиционера и меню в кожаных папках до манер официантки и скорости обслуживания.
Придорожное кафе под Карчаевском. Сюда мы приехали мокрые и замерзшие, и я очень злилась, дожидаясь чая (я просила его принести в начале, а получила в конце). Но за вкусную еду и потрясающий вид на реку это можно простить.

Покупки. В магазинах и на базаре можно купить любые мелочи, необходимые туристу, причем часто дешевле, чем в Москве (муж купил очки за 300 рублей, хотя раньше не находил подходящих меньше, чем за 1000). Продуктовых магазинов много, но фруктов и овощей на базаре нет, только в магазине.
Многочисленные базары предлагают много вязаных вещей (похожие попадаются и в Москве), чаи из местных трав, мед, вино, сувениры. После долгих поисков я нашла точно такой же "кавказский свитер", какие привозили из этих мест во времена СССР.

На этом я завершаю рассказ о Домбае. Надеюсь, что он запомнится красотой гор, а не мелочами быта, о которых я рассказывала.
