Юрий Тимофеев (y_lounger) wrote in travel_russia,
Юрий Тимофеев
y_lounger
travel_russia

Categories:

Крымские артефакты




Люблю наши крымские горные дороги. Мне нравятся серпантины, украшающие, словно новогоднюю ёлку, все значимые и незначимые крымские вершины. Мне нравятся бесконечные повороты, огибающие многочисленные горные мысы и скальные выступы или морские заливы вдоль побережья. Да, наши крымские - все сплошь "выбоина на выбоине", но это - как дополнительный бонус - можно ехать неспеша и любоваться живописными пейзажами, а в особо интересном месте легко тормознуть, приостановиться и прогуляться по разным примечательностям. Никакого сравнения с унылой гонкой по автобану, где-нибудь на равнине от пункта до пункта. Кроме того в Крыму почти за каждым поворотом дороги скрывается какое-либо место, связанное с историей Крыма. После осмотра обрушившегося памятника природы - водопада "Серебрянные струи", мы с Валерой решили не возвращаться домой через Ай-Петри, а проехать к заброшенному старинному инженерному сооружению, построенному ещё в сороковых годах 19-го века, на Чёрной речке под Севастополем.




1. Помахали рукой Сююрю-Кая (Острой скале) и покатили дальше.


2. Через некоторое время, проехав Малое и Большое Садовое, мы приостановились в створе Бельбекской долины за Куллю-кая -
у Змеиной балки (Терень Джалга). Напротив, через долину, возвышалась скалистая стена горы Богар.


3. Пройдя сквозь редкий, придорожный лесок, мы увидели огромный, правильной формы, вырытый котлован с нетронутой
возвышенностью по центру.


4. Дно и стены котлована были сплошь из речной гальки и песка - результат многовековой работы реки
Бельбек в одноименной долине.


5. Наверно котлован вырыли для последующего строительства гигантского фонтана, предположили мы. И возвышение кстати -
на нём можно установить какую-нибудь скульптуру, например - писающего мальчика Зураба Церетели


6.

7. Ещё один снимок на память - и мы двинулись к трассе Севастополь-Ялта, свернув у Танкового на Залесье, Терновку и далее. .


8. За Чернореченским, не доезжая до Хмельницкого, остановились у моста через Чёрную речку. Пошли вдоль реки
вверх по течению. Накатанная всякими квадроциклами и прочими циклами на травяном пригорке дорога привела нас к вот такой бетонной траншее.


9. Эта траншея - часть того инженерного сооружения, которое я обещал показать Валере. Речь шла о севастопольском водоводе, иначе акведуке. Хотя в нашем понимании, в понимании русской инженерной техники, под акведуком подразумевается водовод, находящийся над речкой, оврагом. Пройдя ещё несколько метров, мы как раз и увидели тот самый водоводный мост.
Теперь немного истории:
В 1835-м г. адмирал Лазарев разворачивает большое строительство. Главный объект – адмиралтейство, а также приданные ему верфи. Необходимая часть судостроительных заводов – сухие доки. Для их заполнения решили брать воду из полноводной Черной речки . Проект водопровода поручается разработать инженер-полковнику Джону Уптону. Тот самый Джон Уптон, по проекту которого построена знаменитая Графская пристань. Он также проектировал сами доки, многие здания Севастополя, участвовал в разработке планировки центра города.
За основу строительства Севастопольских акведуков Джон берет акведуки Древнего Рима. Вода в них стекает под естественным уклоном по системе желобочных водоводов, сверху прикрытых для предотвращения испарения и загрязнения воды. Чтобы преодолеть лощины или долины рек, строятся специальные мосты с арочными пролетами, а под горами пробиваются тоннели. Всего по Лазаревскому водоводу было построено 5 мостов-акведуков. Наиболее сохранившийся - Чоргуньский, о котором речь. Про остальные вы можете узнать и даже сфотографировать останки (если найдёте), когда будете в Севастополе. Кроме нашего - Чургуньского - были построены Инкерманский, Киленбалочный, Аполлоновский и Ушаковский . Названия даны по месту расположения. Достроили водовод к 1853 году. Во время Крымской войны, первой обороны Севастополя, водовод сильно пострадал и в довершение, уходя, войска союзников взорвали уцелевшие акведуки. И только Чоргуньский акведук, спрятанный у подножия Телеграфной горы, уцелел практически в том виде, в каком его построили в XIX в.
Пошли посмотрим...


10. Время точит... Жаль, но этот настоящий памятник строительной инженерии и архитектуры никому не нужен - ни севастопольцам, ни крымчанам, ни старо-новым властям.

11.


12. Хотя, почему не нужен?
Узнали про этот мост шашлыкоделы и любители "покушать" в красивой природе. Летом вокруг
моста разбивают шашлычные кафешки со столиками, где с шампурами в руках обожатели природы не устают восхищаться
своими предками, построившими такое чудо.


13. Водовод проходит по мосту.


14. Створы для распределения водных потоков.

15.


16. Ничья собачка кого-то ищет.


17 Вы кота видите? Нет? А он есть - схоронился от собачки.

18.


19. Нас увидел.


20. Представился.


21. Просит поесть


22. Побежал по своим делам.


23. Мы тоже засобирались домой. Попрощались с мостом.


24. Он строго посмотрел нам вслед.


Tags: Крым
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments