Александр Усталов (tourist0515) wrote in travel_russia,
Александр Усталов
tourist0515
travel_russia

Categories:

Прогулка по горе Тип-Тяв.

Гора Тип-Тяв расположена в устье реки Сок, впадающей в Волгу недалеко от Самары. Высота её составляет 282 метра, и она является самой высокой из гряды Сокольих гор.
001..jpg

 На левом берегу Волги, у подножья Сокольих гор, разместился посёлок Красная Глинка. Именно туда мы и отправились майским днём, ведь из посёлка легче всего подняться на так называемый левобережный створ Жигулёвских ворот - гору Тип-Тяв.


  01. Оставляем машину на улице Батайской, где прямо за девятиэтажками виден заросший лесом склон Тип-Тяв. По крутым лестницам поднимаемся через гаражи к горе. Юго-западный склон срезан карьером, в начале прошлого века здесь велась добыча известняка открытым способом.
01а..jpg


  02. Хотя мы в самом начале пути, но уже восхищены открывшимся видом на Волгу и Жигулёвские горы. Здесь бывает довольно много отдыхающих, на одной из скал сложен импровизированный каменный очаг.
02..jpg

  03. На берегу видны дома посёлка 41-й км.
03..jpg

  04.
04..jpg

  05. Евгений Евтушенко писал:
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река.
05..jpg

  06. Как дома на диване.
06..jpg

  07. Вот только диванчик высоковат!
07..jpg

  08. От берега поднимаемся на гору по крутой и заросшей дороге, которая идёт к ретранслятору на самой вершине.
08..jpg

  09. Внизу остаются крыши многоэтажек Красной Глинки, а за ними видна гора Кузнецова. На ней различимы трассы горнолыжного комплекса «СОК» — Красная Глинка.
09..jpg

  10. Проходим мимо дач, расположенных на склоне горы. Середина мая - вокруг всё цветёт.
10..jpg

  11.
11..jpg

  12.
12..jpg

  13. Грунтовая дорога свернула в сторону, а мы решили подняться к вершине по заросшей тропинке под высоковольтной ЛЭП.
13..jpg

  14. На тропе на каждом шагу встречаются трамплины и вот такие "землянки в три наката". Первоначально подумали, что это самодельная трасса сноубордистов. Но позже мы узнали - это самодельная велофрирайдная трасса.
14..jpg

  14а. Фото с интернета.   Принципиальная особенность фрирайда – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда. Преимущества катания в таком стиле – это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами.


  15. Наконец мы наверху. Остановились передохнуть на площадке опоры ЛЭП. С вершины Тип-Тяв взгляду открывается огромное пространство.
15..jpg

  16. Посёлок Красная Глинка, как на ладони. Трубы градообразующего завода "Электрощит" и рядом обязательный атрибут российской демократии - гигантский строящийся храм Во Имя Святителя Алексия.
16..jpg

  17. Где еще, как не в горах,  можно увидеть, что небо становится ниже земли?
17..jpg

  18.
18..jpg

  19. Немного пройдя по вершине, выходим к старому ретранслятору.
19..jpg

  20. А вот и новый ретранслятор, увешанный разнообразными антеннами и приборами. Высота его около 40 метров.
20..jpg

  21.
21..jpg

  22. Старенький УАЗ обслуживающего персонала. Въехать на гору можно только на внедорожнике.
22..jpg

  23. Тропа выводит на западный склон горы.
23..jpg

  24. Небольшая площадка для пикника у самого обрыва к Волге.
24..jpg

  25. Красную Глинку отсюда не видно, зато открывается живописная картина Волги на фоне Жигулёвских гор. На противоположном берегу, между горами Белая и Серная, находится Гаврилова Поляна.
25..jpg

  26. А это прошлогоднее фото с Гавриловой Поляны. Белым пятном выделяется срезанный карьером западный склон горы Тип-Тяв. Наверху зелёная шапка леса и едва различимый ретранслятор. Недалеко от него мы сейчас и находимся.
20160806_124805.JPG

  27. «Парадный вход главной улицы России» — так называют это самое узкое и одно из  красивейших мест на Средней Волге, образуемое двумя горными вершинами — Серной горой и горой Тип-Тяв. Это ещё одно фото из прошлогодней прогулки: Поездка на Гаврилову поляну.
51..JPG

  28. Гора Серная, образующая правобережную часть Жигулёвских ворот, прекрасно видна каждому волжскому путешественнику. Свое имя она получила в 1720 году, когда на ней были обнаружены крупные запасы кристаллической серы. Тогда по личному указу Петра I сюда из Сергиевска был переведен Сергиевский серный завод.
26..jpg


  29. Отсюда сполна можно насладиться величественностью горного массива, окружающего Волгу. А ведь в конце 30-х годов прошлого века именно в этом месте решено было построить Куйбышевскую ГЭС. Но спустя несколько лет план строительства был изменён и гидроузел построили выше по течению, около нынешнего Тольятти и Жигулёвска.
27..jpg

  30. Есть легенда о горе Тип-Тяв, о Сокольих и Жигулёвских горах - это легенда о двух братьях Соколе и Жигуле. В ней говорится о том, что Жигуль  полюбил красавицу Волгу. Завистливый же Сокол решил воспрепятствовать этой любви и велел своей собаке помешать  их встрече. Узнав об этом, красавица Волга оттолкнула обоих братьев и пробежала между ними.  Собака Сокола лишь успела  тявкнуть им вслед. Так с тех пор  и стоят два брата Сокол и Жигуль  по разным берегам  Волги.
28..jpg

  31. Под горой проходит автодорога из Самары в Аэропорт Курумоч,Тольятти и самый короткий путь в посёлок Волжский. Эта дорога была построена в начале 50-х годов прошлого века, во время строительства Куйбышевского гидроузла.
29..jpg

  32. По склону горы двигаемся на север, в сторону Сокского карьера. Вершина с ретранслятором остаётся позади.
30..jpg

  33.На западном склоне горы находится несколько открытых площадок для обзора прекрасных видов на Волгу и окрестности на многие километры.  На одной из них встречаем приятных и интересных в общении молодых людей. Они так же, как и мы, фотографируют восхитительные пейзажи. Именно Евгений и рассказал нам о велофрирайде, про который я писал выше.
31..jpg

  34. По крутому отвалу спускаемся ещё ниже. Такие срезы остались от добычи известняка открытым способом. Разработка велась вручную, а из-за крутизны горы была опасным делом, поскольку часто случались обвалы и камнепады.
32..jpg

  35.
33..jpg

  36. На самом краю обрыва какой-то добрый человек соорудил лавочку для усталых путников.
34..jpg

  37.
35..jpg

  38. Недалеко от лавочки вот такой обеденный стол, а позади - искусно сооружённая жаровня.
36..jpg

  39. У нас под ногами, в недрах горы Тип-Тяв, находится легендарное подземное хранилище, в простонародье называемое "Красноглинским холодильником".
 В 1939 году были завершены работы по добыче известняка в подземных горных выработках и в них был оборудован склад рыбной продукции. Рыба шла на пропитание заключённых, которые в годы войны трудились на строительстве промышленных и других объектов в запасной столице - Куйбышеве. По окончании войны в подземельях оборудовали артиллерийские склады. В 1958 году институту "Гипрохолод" было поручено разработать проект переоборудования артскладов в подземный холодильник, приспособленный для хранения продовольственных товаров. Его строительство началось в 1958 году и растянулось на несколько лет по причине технологической сложности задачи.  А уже в 1961 году Хладокомбинат №2 начал свою работу. В настоящее время это предприятие ООО «Горный холод».
37..jpg

  40. Выходим на дорогу, ведущую к карьеру.
38..jpg

  41. С западного склона дорога сворачивает в лес, буквально заросший ландышами. Весна в этом году немного задержалась, и сами цветы ещё не распустились, хотя обычно, к моему дню рождения 15 мая, они уже во всю цветут.
39..jpg

  42.
40..jpg

  43. И вот мы выходим ещё к одной достопримечательности горы Тип-Тяв - Сокскому карьеру. Карьеры в Сокольих горах появились ещё в конце 19 века. После очередного пожара в Самаре в 1869 году губернское начальство издаёт указ о строительстве в старом городе только кирпичных домов. Это и стимулировало добычу камня и известняка в Сокольих горах, а также на другой стороне Волги, в районе Ширяевского оврага.
41..jpg

  44. В районе Сокского карьера до середины 50-х годов прошлого века камень добывали в основном буровзрывным способом из штолен.  В 1958 году заключённых заменили вольнонаёмные рабочие, а в 1960 штольни были законсервированы, так как Сокское карьероуправление стало вести добычу открытым карьерным способом. К тому времени объем изъятой породы из штолен составлял около 1 млн. кубометров, протяжённость галерей - более 50 километров, а площадь выработки - 50 гектар.
При разработке карьера часть штолен была срыта, а часть оставшихся галерей обрушилась и  разделилась на несколько частей.
42..jpg

  45. В результате выработки образовался грандиозный карьер с крутыми обрывистыми склонами. Он находится внутри горы и так выкопан, что его практически не видно со стороны реки Сок.
43..jpg

  46. Объём работ потрясает. И это только закрытый Западный карьер, а есть ещё два работающих, Центральный и Восточный.
44..jpg

  47. В горе напротив находятся штольни Сокские-1, а у нас под ногами входы в Сокские-2. Уже вечерело, спуск к штольням и прогулку по карьеру решили отложить на следующую поездку.
45..jpg

  48. В лесу проходит дорога по краю карьера и позволяет осмотреть его весь.
46..jpg

  49.
47..jpg

  50.
48..jpg

  51. Назад возвращаемся по дороге через густой лес.
49..jpg

  52. Тропинка выводит нас к гаражам на краю посёлка. Прогулка была замечательной.  Этот маршрут вряд ли подойдет для семейного отдыха и пикников. А вот если у вас уже есть опыт хождения по пересеченной местности и навыки подъема на горные кручи - этот маршрут для вас. Он очень интересный, много мест для фотосъемки и созерцания природы.
50..jpg

                        14 мая 2017 года.

Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: Фотоочерки Александра Усталова
или войдя в Тематический каталог моих записей.


Tags: Самарская область
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments