guriny (guriny) wrote in travel_russia,
guriny
guriny
travel_russia

Category:

Ирбит. Звезда и смерть русского мотоцикла. Часть вторая.

       Надо выложить и вторую часть, если уж начал выкладывать первую. Написать про "Белку" и про свисток и про всё остальное. Там ещё много всего в музее осталось.

Музей мотоциклов.



В музее везде висят большие красочные картинки, изображающие разные древние мотоциклы.

Музей мотоциклов.

Например, вот это чуть ли не  самый древний мотоцикл всех времён и народов. 1904-й год.

Музей мотоциклов.

   Теперь про "Белку". В пятидесятых годах решили выпускать на Ирбитском заводе микролитражные автомобили. В Москве разработали проект. Разработали даже в двух вариантах - городском и сельском. Машину решили назвать "Белка". Потому что Ирбит, потому что ярмарка, пушнина, Урал. Проект был для своего времени достаточно оригинальным и удачным. Дизайн - просто потрясающий, немного космический.
      Особенностью этого автомобиля стала большая откидная дверь, по существу вся передняя часть кабины вместе с лобовым стеклом откидывалась вперёд. Как у "Изетты" БМВ, только у неё передняя часть открывалась вбок. Откинешь крышку - и можно выходить спокойно. Зато с заднего сиденья выбраться было не так уж просто. Левая дверь на "Белке" была предусмотрена, а правая нет. Или наоборот правая была, а левой не было. Так что человек, сидящий у глухой стены, должен был или вытолкать на улицу своего соседа, либо пробираться к выходу через его колени.
    Вот такая фотография "Белки" есть в музее. Это городской вариант.

Музей мотоциклов.

А это вариант сельский - упрощённый. Тут уже никаких дверей, ни левых, ни правых. Задние сиденья можно было сложить и получалась грузовая платформа.

Музей мотоциклов.

     Когда "Белку" только-только воплотили в материале, она получила восторженные отзывы конструкторов и дизайнеров как в СССР, так и за рубежом. Фотки у меня тут получились аховые, поэтому я решил посмотреть в Интернете. Нашёл вот что. Это модель "Белки" в масштабе 1:43.

5661b96e198dc08d3ff3815cf0dd3358.jpg

А это вид "Белки" со стороны двери. Красивая эмблема ИМЗ спереди и блестящий рельеф белочки сбоку, вроде бы даже ещё и с эмалью. Мне бы сейчас такую машину, я бы её на руках носил.


Belka_1.jpg

807a389c4dc7.jpg
А это сельский вариант. С тентом.

91412177_4800467_1347192983_avto_3.jpg

    Сделали люди "Белку", испытали, провели по праздничным улицам Ирбита, Свердловска и Москвы на демонстрациях. А потом встал вопрос о массовом производстве. Это ведь надо под новую машину всю оснастку разрабатывать. Это ведь морока. Почесали в затылках "лучшие люди" СССР. И решили с "белками" не возиться. Вместо этого купили лицензию у итальянцев. Так появился на нашей земле горбатый "Запорожец". А про "Белку" забыли. И даже не сохранили ни одного экземпляра из пяти уже построенных. Чтоб не напоминало.
     К автомобильной теме на мотозаводе возвращались ещё не раз. Здесь кратко описаны все "этапы большого пути". окончившегося ничем.

Музей мотоциклов.

Вот ещё две "тупиковых" ирбитских модели - "Огонёк" и "Уралец".
attachment.php.jpeg


Музей мотоциклов.

    Ещё от великих ирбитских проектов остались макет микроавтобуса, которому даже не дали собственного имени и номер от "Огонька". Так и не разгорелся наш уральский "Огонёк", не стал родоначальником нового семейства небольших автомобилей для села. В те хрущёвские годы маленький сельский автомобиль был идеологически "не тем". Он был чем-то "для единоличников", для фермеров. А советской власти не нужны были фермеры, она их боялась как огня. Ведь даже на человека, имеющего всего лишь свою личную лошадь смотрели в то время как на врага народа. Советской власти куда ближе были гигантские колхозы, бескрайние поля, целина. Огромный трактор "Кировец" (кстати произведение той же эпохи) с тремя прицепами был хрущёвским идеологам намного милее, чем фермерский "коробок".

Музей мотоциклов.

Разрабатывалась в Ирбите и военно-автомобильная тема. Были построены образцы небольшого плавающего вездехода для армии. Вероятно, существовало несколько вариантов этой машины. Фото одного из них есть в витрине музея.

Музей мотоциклов.

И ещё одно я нашёл в Интернете. За рулём плавающей  машины её конструктор Б.М. Фиттерман.

(060-066)_Transporter_Page_3_Image_0003.jpg

У этого проекта продолжение было, но уже не в Ирбите. На основе этой конструкции затем построили Луаз- амфибию.
      К автомобилю для фермеров в Ирбите возвращались и в 90-е, но тут уже надежды на продолжение работ не было никакой.

Музей мотоциклов.

Ну ладно, с "пушниной" покончено, вернёмся к нашим мотоциклам. К экзотике.

Музей мотоциклов.


      Вот. Интересный агрегат, весь в обтекателях и покрашенный этаким нежным зелёным, нежным синим. На этом мотоцикле был электростартер. То есть, водителю не приходилось делать ногой дыр-дыр-дыр. Он спокойненько поворачивал ключ в замке зажигания и мотоцикл заводился. Для 1966-го года это было круто. Вероятно, это было даже слишком круто. Поэтому к электростартерам на заводе вернулись лишь 30 лет спустя.


Музей мотоциклов.

А это его технические характеристики.

Музей мотоциклов.

А этот жёлтый мотоцикл, наверное, самый совершенный из "Уралов". М-73. Двигатель на нём какой-то совершенно особенной формы.

Музей мотоциклов.

Теснота в музее довольно большая, поэтому этот агрегат сфотографирован урывками. Чуть-чуть там, чуть-чуть здесь.
Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.


А эта модель для ГАИ называется "Гель".

Музей мотоциклов.

Не верите? Читайте.
Музей мотоциклов.

В девяностые годы завод судорожно пытался остаться на плаву. Именно тогда и появлялись разные  экзотические модели. Тогда же завод стал работать по индивидуальным заказам.

Музей мотоциклов.

Вот этот блестящий мотоцикл был сделан для цирка Юрия Никулина. Он так и называется "Цирк". Для каких цирковых номеров его планировали использовать? Для медведя? Или для гонок по вертикальной стене?

Музей мотоциклов.

 В борьбе за покупателя были придуманы и мотоциклы с грузовой платформой и задним мостом. Мост был по-моему от "Москвича". На подобных платформах были смонтированы огромный самовар и печь с Емелей.  Эти мотоциклы я выложу потом, когда буду писать про ярмарку. В музее подобных агрегатов не было вовсе. Фото взято из Интернета.

38778-3-f.jpg

В девяностые же на заводе создали целую серию мотоциклов-одиночек. "Визит", "Вояж", "Кобра", "Соло".
Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.

Самым известным из них стал "Волк". Вон тот, чёрный справа.

Музей мотоциклов.

На нём тоже можно фотографироваться.

Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.

Вставлю сюда ещё одну фотку, найденную в Интернете. Очень красивый мотоцикл.

52306736.jpg

      Историю "Волка" знают, наверное, все. Он был разработан при участии байкерского клуба "Ночные волки" и считался лучшим из всех ирбитских мотоциклов. Именно "Волк" был установлен перед зданием мотозавода. Он и сейчас стоит там, вознесённый высоко в небеса. Только вот уже три года как "Волк" не выпускается. Из одиночек осталась лишь одна модель - "Соло".

      А теперь суперэкзотика. Итальянский "гроб на колёсиках".
Музей мотоциклов.

Это закрытая двухместная коляска для мотоцикла. Диванчик спереди,диванчик сзади.

Музей мотоциклов.

Не помню, как этот мотоцикл называется, но сам вид его настолько потрясает, что я бы, будь моя воля, отвёл бы ему отдельную комнату.

Музей мотоциклов.

А что вы скажете на это? Называется "Акула". Супердизайн, самый мощный из ураловских двигателей и выхлопная труба, обмотанная асбестовой верёвкой. Только вот сидеть на этом чуде дизайна жутко неудобно.

Музей мотоциклов.

А теперь спорт. Идея развивать мотоспорт пришла к ирбитчанам ещё во время войны. Только вот спорт в Ирбите пошёл специфическим путём. Там стали проводить гонки на мотоциклах с колясками. Иногда гонялись на коляске с лыжей.

Музей мотоциклов.

Я небольшой любитель спорта вообще и мотоспорта в частности. Но спортивные мотоциклы, сделанные специально для гонок, очень любопытны.

Музей мотоциклов.
 
На некоторых из них очень маленькие колёса.

Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.
Музей мотоциклов.

Эти мотоциклы очень низкие, с длинными бензобаками и обтекателями.

Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.
Музей мотоциклов.

А коляски не имеют сидений, только плоское дно, поручни и обтекатели. Подобно морякам на яхте, которые свешиваются всем телом за борт, спортсмены удерживали равновесие мотоциклов на подобных площадках, мчащихся со страшной скоростью.

Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.

Музей мотоциклов.

На таких мотоциклах были установлены рекорды, некоторые из них были занесены в Книгу Рекордов Гиннеса. В трудные для страны времена спорт в Ирбите заглох, но теперь он опять возрождается.

Музей мотоциклов.

Вот пожалуй и всё. Закончилась наша экскурсия по музею. Всё ли я рассказал или что-то упустил? Не знаю. Музей довольно большой, так что возможно, что я и прошёл мимо чего-нибудь важного. Если думаете, что это так. можете приехать в Ирбит и проверить.
       Под конец скажу, что нынешнее здание  музея уже перестало устраивать экскурсантов. Я уже говорил, что здесь тесно и невозможно подойти и рассмотреть каждый экспонат со всех сторон. А ещё в каждом музее есть запасники. Есть они и здесь. Сколько и чего есть в запасниках музея, я не знаю. Скорее всего, там ещё много интересного. Уже готов проект нового здания для музея. Новый музей мотоциклов должен быть трёхэтажным. Светлые залы, купол в центре, пандусы для того, чтобы можно было вкатить мотоцикл на третий этаж. И кроссовая трасса прямо перед музеем. Если хотите, то можете увеличить это фото и прочитать, какой будет экспозиция нового музея. Только вот, не написано здесь, когда новый музей будет построен и где он будет расположен. А я с вами прощаюсь. Следующий пост из Ирбита будет про ярмарку. 


Музей мотоциклов.
Tags: Свердловская область, Урал
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments