Андрей Травин (volk) wrote in travel_russia,
Андрей Травин
volk
travel_russia

Categories:

Беломорье, острова: Соловки и Кузова

Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья — Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена — Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.
Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода — инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места — преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

И вот я снова устремился на Север, где небо, как нередко на Беломорье, светилось всеми цветовыми оттенками.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.

Лабиринт (вавилон) на Большом Заяцком острове в Белом море

Лабиринты — дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову — то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины почему-то открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском — у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря — на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.

Лабиринты Беломорья

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

Лабиринты на Большом Заяцком острове

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники. Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней — сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая — это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая — сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья — зооморфные сейды — «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа — среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

сейд на острове Немецкий Кузов

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

kuzova70

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов — 134 м и Русский Кузов — 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Но на Кузовах исследователи все время плавают на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...

Каменный трон на острове Русский Кузов

Каменный трон на Русском Кузове — весом около пятнадцати тонн.

А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

Лето патриарха

Про Владивосток есть такая старая местная шутка: у этого города, дескать, «широта крымская, а долгота колымская». Про Соловки я придумал аналогичную присказку: у них широта колымская, а долгота иерусалимская. Причем общая 36-я долгота действительно важна помимо каламбуров. Ведь на ней находятся, и гора Голгофа на окраине Иерусалима, и гора Голгофа на соловецком острове Анзер.
Что касается соловецкой, то в начале XVIII века там поставил свою келью опальный духовник Петра I монах Иов. В один из дней уединения ему в чудесном видении предстала Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божье. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки».
Пресвятая Богородица явилась преп. Иову в сопровождении святого Елеазара Анзерского, повелевшего: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!».
После видения преподобный Иов устроил на горе скит, а позже поставил деревянную церковь, которая в начале XIX в. была перенесена к подножию горы. В 30-х годах XIX в. на вершине горы была поставлена каменная Распятская церковь и новые келейные корпуса. Как и другие святые места Соловков, в лагерное время скит был осквернен. В 1992 г. престол Распятской церкви освятили вновь.

Анзер был третьим пунктом программы северной поездки патриарха РПЦ Кирилла Гундяева, с которой день в день совпало мое посещение Соловков. Сам я на Анзер попасть никак не мог, хотя и хотел: но последняя экскурсия на него ушла за два часа до моего приезда. Однако доводилось встречаться с Гундяевым на Большом Соловецком острове.

Соловецкий монастырь

В середине недели чайки-поморники "разодрали" своим криком оконные сетки, взмахами черно-белых крыльев всколыхнули в монастырском дворе воздух застоявшегося времени, и в четверг на рассвете поселок очнулся от сна, в который он был погружен вместе со всем своим величием.

Старинную трапезную монастыря с самого утра закрыли для экскурсий. Там уже с утра пахло рыбой, несмотря на то, что патриарх прилетал лишь после обеда.

Его визит на Соловки начался с посещения находящегося в непосредственном подчинении главы церкви Соловецкого монастыря.
Для того, чтобы Кириллу войти в храм, извели немало травы, цветов и папоротников, из которых сделали дорожку от Святых ворот Соловецкого кремля до лестницы в Спасо-Преображенский собор.

Ожидание патриарха Кирилла Гундяева

Ожидание патриарха на Соловках. Здесь он должен с минуту на минуту пройти по длинной зеленой дорожке.
Кстати, поездка патриарха на Русский Север сопровождалась встречами с чиновниками региона и представителями федеральной власти: его сопровождали вице-спикер Госдумы и губернатор Архангельской области. Поэтому в числе встречающих - и всякие мужчины в галстуках.

Кирилл Гундяев с телохранителями на Соловках

А вот он уже пришел вместе с тремя телохранителями, шестью епископами и семью иподиаконами. Потом так с двумя телохранителями и ходил внутри с кадилом по периметру храма. А когда на следующий день поехал на Секирную гору, там отменили все экскурсии, и посадили толпу телохранителей ФСО в окрестных кустах.

Я был на двух службах Кирилла на Соловках, один раз он совершил надо мной елеепомазание. В храме народ постоянно щелкал цифровыми фотоаппаратами, отвлекался... Короче, весьма неудобно сосредоточиться на службах, которые ведет в провинциях патриарх. В Москве в ХХС они проходят спокойнее.

патриарх РПЦ Кирилл Гундяев

На всех фотографиях Кирилла, что я сделал (с десяток), у него абсолютно одинаковое выражение лица. Достаточно опубликовать одну. Любую.

Визит Кирилла на архипелаг совпал с днями поминовения основателей монастыря и всех соловецких святых. В этом смысле и мне, и ему повезло. После недели непогоды с 20 августа на Соловках установились стабильно солнечные дни. Наверняка это было устроено молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа, основавших Соловецкую обитель.

Показуха была там во время визитов випов во все последние времена. И через нее однажды совершилось знамение по поводу возрождения монастыря. Перед визитом патриарха Алексия в 1992 году драили деревянную дверь в переходе монастыря. И вдруг под краской обнаружилась икона, на которой изображено первое посещение Савватием и Германом необитаемых еще тогда Соловков.

В этот раз показуха помогла побыстрее завершить реставрационные работы в Свято-Вознесенском ските на Секирке, куда я ездил на прокатном велосипеде.

Гундяев ознакомился с музейной экспозицией, посвященной лагерному периоду. Путин и Алексий II, когда были на Соловках в 2001 году, такие экспозиции не изучали. Но они вроде оба в прошлом гебешники, так что неудивительно. А вот Кирилл проникся, в том числе потому, что его дед Василий Степанович Гундяев в течение месяца находился в штрафном изоляторе на Секирной горе. Его роль выполнял Вознесенский храм. На втором этаже узников лагерей за какую-либо провинность (в случае Василия Гундяева это было участие в тайных богослужениях, которые совершали священники, сосланные на Соловки) содержали в неотапливаемом помещении без верхней одежды.

К визиту патриарха монастырь скупил в окрестных магазинах всю соловецкую селедку. И мне попробовать ее не удалось.
Прежде соловецкую (беломорскую) селедку монастырь поставлял и Петру Первому, и Иоанну Грозному.
Так что Кириллу хотели продемонстрировать, что его принимают как царственную особу.

Теперь в поселке летом живет примерно тысяча местных жителей и единовременно находится до двух тысяч туристов. В 1991 году после 72-летнего перерыва начал действовать монастырь.

Еще в июне 2008 года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам завершить передачу РПЦ объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.
Восстанавливался он не советской властью, как это кажется на первый взгляд. Там работали те, кого называют "трудники". Следующая ступень — послушники, они тоже не монахи, но хотят ими стать. Есть еще иноки, а уж потом собственно монахи.
К моему приезду в Соловецкой обители числились 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников.
Но на восстановлении в основном работали именно энтузиасты, не монахи, не послушники и не паломники.

Я жил в монастыре в бывшей Иконописной палате вместе с трудниками, паломниками и теми, кто, как и я, просто приехал на Соловки. В течение паломнического сезона (с июня по сентябрь) проживание и питание там бесплатно для всех, независимо от трудового участия. Средняя численность одновременно живущих паломников — в пределах 80 человек. На зиму всех выгоняют, хотя в первые годы после восстановления оставляли зимовать чуть ли не местных алкашей.

Праздничный ужин в трапезной монастыря состоял из винегрета, горохового супа, гречки и оладий. Обычный обед состоял из грибного супа и риса с грибами. Обычный ужин — просто из пшенной каши. Иногда устраивались и полдники. На одном из них были только чай, хлеб и кокосовый джем из кокосового молока. Я съел пару бутербродов, потом обратил внимание на саму банку кокосовых консервов. А там написано "употребить до 31 декабря 2006 года"! Впрочем, в остальном на еду я не жаловался, хотя из-за своих путешествий по островам откушал в монастыре всего лишь несколько раз.
Перед обедом, если не опоздаешь, можно поучаствовать в короткой общей молитве прямо в трапезной.
Рассказы паломниц прежних лет, что вместо "приятного аппетита" в монастыре желают "ангела за трапезой" не подтвердились — такого выражения я ни разу не слышал.

Греческое слово "келья" подразумевало отдельный дом на земле монастыря, который передавался в пожизненное пользование. Келья могла быть большой — до 20 человек. Монах кельи подчинялся игумену. В келью можно было приглашать братию. В келье, где я жил — 12 спальных мест. Есть постельное белье, тумбочка, электрические чайники, мыло, шампунь, зубные пасты, полотенце, черный гуталин, баня. Все тоже бесплатно, разумеется. Но принципиально нет ни одного холодильника — посещение монастыря с собственными продуктами не благословляется.

Еще одно греческое слово "калива" — это хижина отшельников, где они по одному (и иногда по два) живут в уединении. Кельи и каливы одной местности объединяются в скиты, имеющие общий храм.

На Соловках есть несколько скитов, а на Анзере были по сути и каливы, которые, впрочем, тоже назывались кельями. Из-за этого у многих людей в мозгу возникает устойчивое выражение "уединенная келья", что, конечно, не такое несуразное понятие как "одинокий волк", но все-таки нетипичное. Соседняя с нами на этаже келья была человек на 20 как раз. В каждой (!) келье были свои храпуны, иногда не один, которые, на мой взгляд, столь же наглы, как и курильщики: зная свой порок, постоянно испытывают терпение и смирение окружающих. В нашей келье жил мздоимец — чиновник, купивший себе на взятки квартиру, и теперь приехавший посмотреть как живут те, кто заботится о душе.

В мужском монастыре женщины стоят во время службы в храме отдельно на левой стороне, а в трапезной едят за отдельными столами. Живут женщины где-то за стенами монастыря.

Ничто не мешало нам с товарищами в середине дня искупаться голышом в Святом озере.

Святители и карбасы

Белое море, летние Соловки

Есть стихи Павла Шубина на поморском диалекте, ставшие известной песней с музыкой Сергея Никитина.

Есть город матросов,
ночных контрабасов,
мохнатых барбосов
и старых карбасов;
зюйдвесток каляных
на вантах наклонных,
в ветрах окаянных,
рассолом калёных.

Ложатся там хмары
на снежные горы,
там в бурю сквозь бары
проходят поморы.
И снится мне вешка,
снегов поваляшка
и с волчьей побежкой
собачья упряжка...

«Бары» в данном контексте — это поперечные песчаные отмели. Остальное понятно по смыслу. Но меня интересовали в этом тексте «карбасы».
Их словарное определение было историческим и для нашего времени ничего не давало: «парусно-гребные суда древнерусского образца для речного и морского прибрежного плавания. Карбас легок и поворотлив на ходу; распространен на Севере до наших дней. Морские карбаса были с палубой».

Мне удалось сфотографировать современный карбас. Отличия от катера большей частью количественные: катер может перевести от дюжины до сотен пассажиров (примерно 490 пассажиров перевез однажды беломорский катер «Василий Косяков», рассчитанный на 150 мест), а карбас может взять пару пассажиров…

карбас  в Соловках на причале Хета

Впрочем, не все согласны, что это карбас, некоторые считают, что это дора — посудина поболее карбаса.
А главное отличие карбаса от поморских шняк — это выраженный транец. Карбасы были больше для промысла, брали много людей и груза.
Шняки брали как раз 2-3 пассажира. Однако в отличие от карбаса шняка предназначена для длительного плавания, на ней есть кухня и спальня. Шняки до сих пор остались на Белом море, хотя я их не видел. Всюду катера. И лишь иногда заплывает на Соловки из Москвы круизный корабль "Белинский".

Вода у поморов — период времени (около 12 часов), в продолжение которого совершается морской прилив и отлив. Таким образом, в сутках две воды. Замечая состояние воды во время прибрежных поездок, поморы определяют употребленное на поездки время. На палой воде вышли, а туда на другой сухой стали. То есть на поездку употребили 15 часов. Примерно как моя короткая поездка с Соловков на Кузова и обратно. Отсюда и продолжительность выезда в море на промыслы определяется словами: одна вода, две воды, на одну воду, на две воды.

Направление движения воды во время приливов и отливов примечается рыбаком во время установки орудий лова. Отсюда выражения: на палую воду, на прибылую воду, т.е. невод ставится с таким расчетом, чтобы вход для идущей всегда вкось течения рыбы был направлен по течению воды в период времени от воды до воды.

Какая бывает вода? Вода большая. Вода утренняя. Вода вольная. Вода впёрла (так говорится, когда после малой воды начинается прилив). Вода денная. Вода зажила (всякое движение воды в заводях, произведенное искусственным путем — плотами, лодками). Вода залёдная. Вода кроткая. Вода малая. Вода полная. Вода вечерняя. Вода ночная...

Соловецкий монастырь всегда имел свою флотилию. Ныне, как и прежде, перевоз припасов с побережья и доставку паломников осуществляют монастырские катера «Святитель Николай» «Святитель Филипп» и «Святой Анзер» и самоходные баржи «Преподобный Зосима» и «Голгофа». За нашим «Василием Косяковым» шел отправившийся одновременно монастырский катер, но под конец отстал. Для трудников этот катер тоже бесплатен. Я не решился им воспользоваться, так как не работал на монастырь, хотя и можно было попробовать.

Огромные чайки — в два раза больше ворон — неизменно сопровождают катера, потому что их всегда кормят хлебом, что делать очень приятно. Они так ловко ловят на лету угощение! А если хлеб падает в воду, то чайки не ленятся спуститься и подобрать с волны.

Андрей Травин на Белом море

На фотографии я иллюстрирую другую песню про Север — «Снегири» Высоцкого: «Тишина, только чайки, как молнии; пустотой мы их кормим из рук».
А всякие мои попытки кормить поморников из руки хлебом кончались неудачей до самой обратной дороги, когда, наконец, одна чайка не испугалась и взяла у меня с руки кусок горбушки.

Черника сошла в середине августа, голубки мне досталось два-три десятка ягод, да и то на Кузовах. С горя иногда отправлял в рот воронику, которой брезговал в Хибинах, и попробовал дёрен шведский — красные ягоды, которые считаются несъедобными. Однако их в избытки ели викинги перед боями, с той же целью, что и грибы — и не умирали. Вот я решился откушать.

А вечерами читал книгу о чудесах основателей соловецких. Книга была не моя, так что сейчас процитировать не возьмусь.
Но смысл в том, что чудеса были для них нормой жизни и посмертного существования. Экскурсоводы рассказывают только об одном из чудес, когда Савватий, уединено живший на Соловках, пожаловался Богу, что не желает умирать без причастия. Почти сразу он увидел на берегу появившийся карбас с пресной водой, доплыл на нем в Сороку (ныне Беломорск), где «случайно» встретился с иеромонахом, который шел из Астрахани в Мурманск. Тот его и причастил. А 27 сентября 1435 года Савватий отошел в вечность. И благоухание от него распространялось уже в первый день после его смерти.

А чудеса у них были на каждом шагу. И даже лагерники рассказали о посещении их каждым из трех первосвятителей. Причем Зосима утешал сразу целый барак.

Словно светильники, явитесь всесветлые воочию океана-моря, преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман.

И даже в военных передрягах, которые угрожали Соловкам, чудится участие святителей. Трижды шведы приплывали на Белое море, чтобы напасть на Соловки, но непогода мешала им приблизиться. Причем однажды они полгода жили на Немецком Кузове, ожидая своего часа, но уплыли ни с чем.

А когда приплыли англичане во время Крымской войны, то птицы гадили на их корабли. А монахи сумели сделать с набережной всего два выстрела, так и то ядром пробили английский корабль ниже ватерлинии.

Тем зовем вас, радуйтесь преподобные отцы наши Зосима, Савватий и Герман.

Соловецкий монастырь - Рыбные ворота

Преподобные отцы, великие заступники и скорые услышатели молитв, угодники Божие и чудотворцы Зосима, Савватий и Герман! Не забудьте, как обещали, посещать чада ваши! Так как, отойдя от нас телом, духом с нами пребываете. Молим вас, преподобные...
Tags: Карелия
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments