guriny (guriny) wrote in travel_russia,
guriny
guriny
travel_russia

Categories:

Ирбит. Музей Михаила Смердова. Часть Первая.

     Оглядев мысленным взором свои "хвосты", то есть то, что ещё не было выложено, я обнаружил, что ничего в своё время так и не написал о Музее народного быта в Ирбите. А это довольно интересный музей, вполне достойный того, чтобы о нём написать. Попытаюсь исправиться и выложить хоть с опозданием фотки из этого музея.
      Среди четырёх музеев Ирбита есть один частный. Его основал и собрал все коллекции предприниматель  Михаил Смердов. Вот он, в красной футболке. Наверное, это страшная редкость в наше рассчётливое время, когда человек начинает вкладываться в такую непопулярную сферу, как культура.

Музей народного быта.

 Музей Михаила Ивановича Смердова был выбран принимающей стороной как "база" для нас, художников-прикладников, участвующих в ирбитской ярмарке.  Здесь мы осматривали экспозиции, а ещё завтракали и обедали. Такой вот получается живой музей со своей кухней.



     Музей расположен в историческом здании. Впрочем в центре города Ирбита "неисторических" зданий немного.  В том же доме находятся магазин "Главный", парикмахерская и какие-то ещё торговые площади. Так что быт и культура тут совсем рядом.

 Музей народного быта.

А вот раньше, во времена ярмарочные здесь была мечеть. Вот две фотки одного и того же здания, снятые примерно с одной  точки сейчас и в начале 20-го века.

CEH6liUoG3.jpg

irbit-51.jpg

    В Ирбит на ярмарку приезжало много купцов-мусульман. А мечеть кроме функций чисто духовных выполняла роль некоего центра, где они собирались. Здесь была мусульманская школа. И скорее всего, здесь же, неподалёку купцы-мусульмане и жили, приезжая в Ирбит на ярмарку. Поэтому двор бывшей мечети совершенно не отличается от обычных ирбитских дворов-крепостей. Сюда удобно загонять возы с товаром. И чтоб чего не разворовали.

Музей народного быта.

В советское время по злой иронии судьбы здание мечети отдали под ликёро-водочный завод. Особые приметы советским товарищам не были нужны. Поэтому минарет они срубили. Ну зачем он нужен в производстве водки? Торчит себе. Кстати вход в мечеть был прямо под минаретом. Вот тут. Это старая фотка. Теперь там всё побелено-покрашено.

Ирбит. 030.jpg

Ну что ж, войдём в музей. Купцы и медведи.

Музей народного быта.

И ещё купец. Держит в руках отрез материи, приввезённый из дальних стран.

Музей народного быта.

Художники валом валят в музей.
Музей народного быта.

В "прихожей" музея главная тема - чай.
Музей народного быта.

Ирбит был остановкой на Великом Чайном пути, чуть менее длинном и важном, чем путь Шёлковый. На ярмарке чай, привезённый крупными партиями из Китая, перепродавали тем, кто повезёт  его дальше, в большие и малые города центральной России.
      Здесь же и экзотические экспонаты на чайную тему. Два берестяных самовара и один вязаный.

Музей народного быта.

    Быт наших предков подаётся в музее как некий мир, в который нужно погрузиться. Он не разделяется на периоды, здесь нет даже подписей под экспонатами. Всё и так очень узнаваемо, без подписей. Мир для людей. Приходи и живи в нём. Можно просто смотреть, а можно присесть и чего-нибудь съесть. Что мы и сделали.
     Печь кстати не фанерная, а вполне живая. На ней готовят"съедобные" экспонаты. Например, блины пекут на Масленицу.

Музей народного быта.

А господ художников просят за стол.
Музей народного быта.

Музей народного быта.

Скажу по секрету, даже водки поставили. Это чтоб нам веселее было.


Музей народного быта.

Ощущения слегка странные. Сядешь, хлопнешь стопочку водки, съешь кашки, попьёшь чаю. И это всё среди экспонатов. И кажется, что давно ушедший мир напоминает о себе. И говорит:"А я и не уходил никуда, я здесь".

Музей народного быта.

А сепаратор видели? Вот он. Подобной штукенцией наши предки делали сметану из молока. А форму для выпечки пончиков помните?

Музей народного быта.

А табак чем тёрли, помните?

Музей народного быта.

А это я, Георг Ландрин, он же Федя. На коробочке из-под конфет так и написано "Г. Ландринъ". Кто такой был Фёдор Ландрин, вы можете прочитать у Гиляровского в "Мосвке и москвичах". Помню на работе мы устраивали детский утренник. И на нём я изображал того самого Фёдора Ландрина, короля леденцов.

Музей народного быта.


Музей народного быта.

Тот зал, где мы обедали - "простонародный". Он изображает жизнь людей небогатых.

Музей народного быта.

Шкафы, чистые ситцевые занавесочки и невьянские сундуки, в которых лежит приданое местных красавиц или парадные сапоги, которые хозяин надевал по праздникам.

Музей народного быта.

      Рядом другой зал. Тут собрана "фасонистая" мебель. И ещё один медведь. Медведь -это примета "барского", "богаческого" быта. В гостинных каких-нибудь людей состоятельных, в ресторанах или даже в учреждениях ушедшей России частенько стояли чучела медведей с подносами. На эти подносы складывали визитные карточки. Гиляровский, описывая нам кабинет начальника полиции в Казани, упоминает именно такого медведя с подносом. Правда тут медведь не настоящий, а деревянный.  Времена всё ж сменились.

Музей народного быта.

А на подносе у медведя всякие медвежушки поменьше.


Музей народного быта.

Господскими мебелями весь небольшой зал забит до отказа. Вот, к примеру "охотничий" шкафчик. С утками.  Но вряд ли там хранились патроны. Скорее всего там была перцовка, самый "охотничий" напиток.

Музей народного быта.

    Я уже как-то уже рассказывал, как была организована жизнь в городе Ирбите в ярмарочные времена. Ярмарка продолжалась месяц. И за этот "золотой" месяц каждый житель города старался обогатиться как можно сильнее. Каждый старался привлечь к себе на постой купца побогаче.

Музей народного быта.

Для того и нужна была красивая мебель, фарфор, часы и прочие штучки "как в Париже". Расчувствуется купчина и заплатит радушным хозяевам денег побольше за их гостеприимство.

Музей народного быта.

Наверное, сами-то ирбитчане даже и не пользовались в быту подобной мебелью, исключая самых богатых.  Мебель эта сберегалась у них от ярмарки до ярмарки, прикрытая матерчатыми чехлами. Всё было только для гостей.

Музей народного быта.

Немного чужеродно смотрится здесь вот эта точёная  ваза из дерева, сделанная несомненно в тюрьме, в наше время и скорее всего в Тавде. Хотя почему чужеродно? Купцы - они те же разбойники. Нередко от великой радости от великих же барышей они начинали ломать мебель. И частенько об головы конкурентов. Хорошо, что не все были такими и довольно много мебели всё ж сохранилось.

Музей народного быта.

    А осеняет это ушедшее великолепие портрет Григория Ефимовича Распутина. Не знаю, современный он или ещё тех времён, когда Распутин был в силе и славе. Кстати Распутин несомненно бывал в Ирбите, потому что путь его с родины из села Покровского, что в Тюменской области до Верхотурья, куда он ходил пешком на богомолье лежит как раз через Ирбит. Только вот пользоваться всеми этими штучками он тогда ещё не мог. Потому что был беден. А когда разбогател, то проезжать через Ирбит ему было уже без надобности. Он ездил из Петербурга в Тюмень на поезде и сюда не заглядывал. Железная дорога пришла в Ирбит только в 1916-м году, в том же самом году, когда Распутина убили.

Музей народного быта.

А это наши на фоне музейных экспонатов. Очень колоритно смотрятся.

Музей народного быта.

На этом пока закончу своё путешествие по музею.
А кто хочет посмотреть больше фоток оттуда, тому сюда.

Музей народного быта.
Tags: Свердловская область, музей
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments