Чукаев Павел (starina_chuk) wrote in travel_russia,
Чукаев Павел
starina_chuk
travel_russia

Category:

Вечная курица, или Дорого ли есть в вагонах-ресторанах?



Тут нужны дискуссионные посты на путешественнические темы? :) Не хотите ли поговорить о вагонах-ресторанах в поездах РЖД? Часто ли вы ими пользуетесь? Если да, то как вам сервис и цены? Если нет, то почему?
Ниже рассказываю о своем опыте посещения вагонов-ресторанов в двух поездах. Было это, правда, два года назад, но, судя по косвенным признакам, ситуация с тех пор не изменилась. Мои наблюдения говорят о том, что вагоны-рестораны в нынешнем виде непривлекательны для подавляющего большинства пассажиров и при этом не приносят РЖД того дохода, который могли бы приносить.

Принято считать, что в вагонах-ресторанах в поездах дальнего следования все очень дорого и обычному пассажиру (уж во всяком случае пассажиру из плацкарта) — если он не хочет потратить на ужин сумму, сопоставимую со стоимостью билета на 1000 километров, — там делать нечего. Не знаю точно, откуда взялась такая установка в моей голове, но сидела она там прочно. Когда в детстве мы с родителями ездили поездами на юг, никогда, по-моему, даже мысли не возникало пойти перекусить в вагон-ресторан. Еду всегда брали с собой, какие-то «ништяки» — вплоть до вареной картошки в масле и с укропом — можно было докупить у бабушек на промежуточных остановках.
Начав путешествовать без родителей, я, конечно, не отказался от поездок по железной дороге, но тропу в вагон-ресторан так и не протоптал. И практически не задумывался над такой возможностью. Одна из причин, конечно, в том, что мы редко ездим в поезде на расстояния, которые нельзя преодолеть за 12–13 часов, то есть чуть более, чем за одну ночь. Полноценное питание в этом случае вполне могут заменить бабушкины пирожки с прихваченным из дома огурчиком или пакет из «Макдональдса». Но в этот раз нам пришлось прибегнуть к поездке по железной дороге на гораздо более серьезное расстояние. Мы добирались в Крым по земле и воде, и нам предстояло провести в поезде сутки в пути до Анапы и около 30 часов на обратной дороге. На одних пирожках столько времени не протянешь, а травить беременную жену «Дошираком» и разводимым картофельным пюре не хотелось. Да и у меня самого перед глазами стоял свежий и наглядный пример того, до чего доводит неправильное питание: мой друг за два месяца до этого прямо с моего дня рождения уехал в реанимацию с острым панкреатитом, и после этого его любимым блюдом на долгое время стала такая гадость как геркулесовый суп.
Короче, тут я и вспомнил про вагон-ресторан. К этому времени до меня несколько раз долетали отзывы о том, что там все совсем не так дорого, как это принято представлять. Да я и сам заметил, что, например, в буфетах в скоростных поездах (в том же «Сапсане») цены выглядят вполне вменяемо. А тут еще попался на глаза рассказ известного блогера, о том, как он плотно пообедал в поезде по дороге из Екатеринбурга в Кунгур всего за 350 рулей. В общем, мы твердо решили, что зайдем в вагон-ресторан как минимум на супчик. И вот что из этого получилось…

Первое, что мы выяснили, взяв в руки меню — что мы немного опоздали на бизнес-ланч. На него в вагоне ресторане отводилось время с часа до двух, а мы пришли в пол-третьего. И официантка твердо ответила, что воспользоваться этим предложением мы уже не можем. В чем логика такого жесткого временного ограничения в поезде, я так и не понял. Ведь люди едут в нем сутки (если от начала до конца, конечно), не привязаны к традиционному времени обеденного перерыва и, по идее, такое комплексное предложение могло бы действовать если не прям целый день, то уж, скажем, с 12 дня до 6 вечера точно. Хотя бы потому что за час в вагоне-ресторане явно невозможно накормить и десятую часть пассажиров поезда.
Стоил бизнес-ланч совсем немалые, на мой взгляд, 574 рубля и включал в себя овощной салат, борщ, гречку с жареной курицей и чай. Впрочем, судя по наличию отдельных ценников на каждое блюдо, обед можно было заказать не целиком. Но, повторюсь, только с часа до двух. :) Еще было спецпредложение на салаты и гарниры, действовавшее с 18 до 23 часов. Но на него мы тоже не попадали.
Цены без спецпредложений меня, не скрою, неприятно удивили. Самым дешевым горячим блюдом был суп-лапша за 230 рублей. Это, в общем-то, нормально, но, например, моя любимая мясная солянка стоила 405 рублей, а рыбная — 472. Самый дешевый салат — крабовый (150 граммов) — 266 рублей. Самое дешевое горячее блюдо — жаркое по Казачьи (орфография сохранена) с грибами — 484 рубля. Ну, либо цыпленок табака по 240 рублей за 100 граммов, если его вообще готовят такими малыми порциями.
Ну, вы уже прикинули, что даже если взять все самое дешевое, обед из трех блюд обойдется вам почти в 1000 рублей? Ну, а теперь накиньте еще сотенку на чай и хлеб. В Москве на эти деньги в крутом ресторане, конечно, не посидишь, но откушать в какой-нибудь «Якитории» вполне возможно. Про Анапу, куда следовал поезд, и говорить не буду.
Короче, мы прифигели от цен, заказали себе две лапши с одной хлебной булочкой, заплатили за это 500 рублей на двоих и пошли к себе в вагон догоняться пирожками с чаем. Добавлю, что, считая нас, в вагоне-ресторане были заняты четыре или пять столиков из восьми, что создавало иллюзию наполненности, но за каждым из них, рассчитанных на четверых едоков, сидели по одному-два человека. На креслах у двух крайних столиков валялись какие-то коробки, то есть как посадочные места они явно не были востребованы.



Первый не вполне удачный опыт не отвадил нас окончательно от вагонов-ресторанов. Мы решили, что всему виной фирменный статус поезда и что в обычном поезде, на котором мы собирались ехать обратно, цены могут оказаться такими же, как у известного блогера по дороге в Кунгур. Ну, а в крайнем случае — еще раз поедим супчик за 500 рублей на двоих.
В другом поезде все действительно оказалось иначе. Во-первых, совсем по-другому выглядел вагон-ресторан — как на фото (в первом поезде он был более старым и я его не фотографировал). Во-вторых, в меню не было никаких спецпредложений типа бизнес-ланча или особых вечерних цен на салаты и гарниры. Наконец, и блюда и цены на них были совершенно другими, но совсем даже не ниже, чем в фирменном поезде. Самый дешевый суп тут стоил уже не 230, а 310 рублей. Это были свежие щи. Потом, правда, оказалось, что в указанную стоимость входит еще и хлебная булочка.
Остальные цены я записывать не стал. И так понятно, что меню в вагонах-ресторанах отличается не только от региона к региону, но и от поезда к поезду. То есть направляясь в вагон-ресторан в конкретном составе, ты совершенно не можешь представить, что тебя там ждет. Впрочем, рассчитывать на «социальные» цены в поездах следующих в/из Москвы, видимо, не приходится.
Да, второй вагон-ресторан, когда мы в него пришли, несмотря на обеденное время, был абсолютно пуст и лишь по ходу нашей трапезы туда подтянулись еще мама с ребенком, которые пришли за тем же, за чем и мы — поесть супчика. Крайние столы, как и в первом случае, были завалены картонными коробками — видимо, за ними вообще никто никогда не сидел.
В общем, по итогам этих двух визитов в едальные вагоны, я искренне не понимаю, почему РЖД, которые всеми силами пытаются раскрутить своих пассажиров на дополнительные расходы — навязывают страховку при покупке билетов через интернет, заставляют своих проводников предлагать тапочки, расчески и магнитики со своей символикой и даже придумали какую-то лотерею — ничего не делают, чтобы реально, по-настоящему, поставить на службу и себе, и пассажирам вагоны-рестораны, сделав цены в них приемлемыми и, соответственно, повысив проходимость. Нет, я допускаю, конечно, что РЖД, например, отдают все это хозяйство на откуп подрядным организациям, получают с них фиксированную плату за право заключения контракта и поэтому им плевать на то, что там происходит. Но тут же реально есть серьезный потенциал для улучшения и сервиса, и финансовых показателей!
Вот взять тот же поезд до Анапы. Ну, допустим, в нем 14 вагонов: 7 плацкартных и 7 купейных (беру средние цифры из своих наблюдений за поездами РЖД). Итого — 7х54 + 7х36 — грубо говоря, 600 человек. 600 человек (!) сутки едут в поезде и никуда не могут деться с этой «подводной лодки». И всем этим людям надо что-то есть.



Замечу, что количество и продолжительность остановок поездов дальнего следования в последнее время значительно сократились. Все эти стоянки по 40-50 минут, когда за время замены локомотива и заправки вагонов водой можно было сходить на небольшую экскурсию по городу, уходят в прошлое. Наш поезд в Анапу за весь день сделал лишь две остановки продолжительностью больше 5 минут: одну — 12, другую — 20 минут. Еще одна относительно большая стоянка была глубокой ночью. Это я к тому, что рассчитывать, как раньше, на то, что купишь вареную картошку с котлетками у бабушки на платформе, теперь не приходится. Остается еда, которую взял с собой из дома, и всякие «ролтоны»-«дошираки». И большая часть из этих 600 человек делает именно такой выбор. Хотя многие из них, думаю, в дальней дороге согласились бы уж хотя бы раз в день отдать 300-400 рублей за горячий комплексный обед. Это, кстати, потенциальные 180-240 тысяч рублей выручки с одного рейса из Москвы в Анапу! Понятно, что и расходы возрастут, но, в основном, на продукты. Вагон-то и так едет, зарплату персоналу и так платить надо. Ну, не будем углубляться в цифры. Тем более, что подсчеты все равно получатся грубыми, а главное — очевидно, что при большей наполняемости вагоны-рестораны могут приносить большие деньги. А если спрос начнет сильно превышать предложение, можно ведь прицепить к составу и второй вагон-ресторан — почему нет?
Конечно, потребуются усилия, чтобы сломать сформировавшуюся в головах россиян установку, что вагоны-рестораны — это дорого и отучить их путешествовать с вареной курицей за пазухой. :) Но все возможности у РЖД для этого есть. Повесьте листовку с описанием предложений вагона-ресторана хоть в каждом купе, обяжите проводников рекламировать эту услугу — и народ потихоньку потянется. Безусловно, должно пройти время, чтобы это по-настоящему сработало. Если в этот раз я взял с собой курицу, то вряд ли пойду в вагон-ресторан, как бы заманчиво ни звучало предложение — не выкидывать же курицу. Но когда в следующий раз — скажем, через полгода — снова соберсь ехать на на поезде, уже, может, и вспомню заранее, что там можно недорого поесть.
В общем, было бы желание... Но желания пока не видно. Если все останется так, как есть, вагоны-рестораны еще долго будут выполнять функцию не заведений общепита, а салона для претенциозных пассажиров, а вареная курица будет оставаться самым частым спутником путешествующих на поездах россиян.
Tags: где поесть?, дискуссия, транспорт
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →