Инженер-дромоман (ts58) wrote in travel_russia,
Инженер-дромоман
ts58
travel_russia

Мещёрское бездорожье

DSCF19691.JPG
Полтора года назад я писал о поездке на "Кукушке" по Тумской ветке и жаловался тогда, что природу Мещёры, в отличие от, например, той же Беловежской пущи, посмотреть можно разве что в походных условиях. Та "Кукушка" стала собственно едва ли не единственным способом поглядеть на неё без резиновых сапог и палаток. И вот этой зимой словно в ответ на те мои стенания судьба подкинула мне возможность снова забраться в мещёрские леса, и на сей раз - в совершенно непривычном для меня формате: в составе внедорожного пробега. Получилось интересно: к ожидаемым ревущим моторам "УАЗов" и "Нив" и зимнему лесу добавились неожиданные повороты сюжета в виде нарушенных погодой планов и севшего в грязи трактора. Также удалось погулять по типично мещёрскому посёлку Мишеронь и увидеть руины одного из самых труднодоступных храмов Подмосковья на месте расселённой ради военного полигона деревни. О том и рассказ.


1. Колонна стартовала из города Рошаля, о котором я тоже писал полтора года назад. Моей большой удачей в этой поездке стало то, что я оказался в первой машине колонны с хорошим опытным водителем, отлично знающим окрестные леса. Первый отрезок нашего пути проходил по асфальту, до посёлка Мишеронский. По дороге проезжаем село Власово с шикарным Покровским храмом 1865-го года, пожалуй самым впечатляющим на десятки километров вокруг:
DSCF1644.jpg

2. В Мишеронском колонна сформировалась окончательно. Получилась она здоровой: около 20 машин. Звучит и выглядит солидно, но на самом деле это стало большой проблемой. В лесу это резко увеличивает время простоя: если кто-нибудь застрянет или сломается, стоят все. А с таким количеством машин частота подобных остановок, само собой, возрастает. Добавляет проблем и человеческий фактор: внедорожник внедорожнику рознь, и многие выехали на пробег на неподготовленных машинах. Как оказалось, даже УАЗик или Нива, не говоря уже про импортные машины, без должной работы над подвеской и правильной резины далеко не уедут. Плюс, многие джиперы вырвавшись на бездорожье, стремятся проверить на прочность свой вездеход и сознательно съезжают с и без того тяжёлой дороги в поля и на обочины. Разумеется, достают их оттуда сотоварищи. Как результат, три-четыре подготовленных машины с опытными водителями почти всю дорогу ждут, пока подтянутся остальные, либо помогают вытаскивать их из очередного сугроба.
DSCF1652.JPG

3. В Мишеронском мне даже удалось слегка пробежаться по посёлку, даром что просто так я бы вряд ли когда сюда приехал.
DSCF1664.JPG

4. Это достаточно крупный пгт с абсолютно типичной для этой части Мещёры историей. Возник он в начале XIX-го века как поселение при стекольном заводе, точно так же, как и Курлово или Гусь-Хрустальный. Завод исправно работал до начала 2000-х и производил стеклотару, но теперь тут безработица. Корпуса предприятия - справа на этом фото. Выглядят вполне прилично; и не скажешь, что предприятие не работает. Но увы.
DSCF1671.jpg

5. Заводу принадлежала помимо прочего 19-икилометровая железнодорожная ветка "Кривандино-Мишеронь", примечательная тем, что с 1912-го по 1926-й она была крупнейшей в империи и первой в Московской области электрифицированной веткой. В 60-х, как и Тумскую линию, её перекроили на широкую колею.
DSCF1662.JPG

6. В обиходе официальное название "Мишеронский" почти не используется, только "Мишеронь". Так вот, в Мишерони сохранилась и дореволюционная церковь. Крестовоздвиженский храм построен в конце XIX-го века владельцами стекольного завода. В советское время в нём размещалась больница, которую закрыли в 2015-м. С того момента храм снова действует. Судя по старым фотографиям, здесь даже демонтировали надстроенный при советах третий этаж. К сожалению, из-за яркого солнечного света не удалось по-другому сфотографировать не лишённый дореволюционного шарма кирпичный фасад:
DSCF1660.JPG

7. Дорога в лес уходит едва заметным отворотом на самом краю Мишерони. Я бы и внимания не обратил. Но нам именно туда:
DSCF1672.JPG

8. Взгляд назад на колонну из ведущей машины. К счастью, встречки в лесу в тот день не обнаружилось:
DSCF1678.jpg

9. А это было бы, наверное, фатально. На фото - один из лучших участков пути. Но и здесь разъезд двадцати машин со встречкой представляется дорожным коллапсом. Скажу, что только разворот колонны в конечной точке, где было достаточно широко, занял около полутора часов:
DSCF1686.JPG

10. Главным звуковым сопровождением поездки стал, я бы даже сказал, не скрип, а лязг веток об кузов машины. Нет, это не тот ничтожный скрип тоненьких веточек в Москве, который обычно заставляет меня нервно выбегать из своего седана и проверять, не поцарапал ли я краску. Здешние ветки суровы, толсты и беспощадны. Их трение о борта или крышу машины издают именно что лязг. Тут я понял, что на новой дорогой машине, будь она хоть тысячу раз проходима и подготовлена, я бы сюда не поехал. Банально пожалел бы её.
DSCF1685.JPG

11. Первая половина пути была простой. Эта дорога - автобан для УАЗиков. Здесь проблем ни у кого не возникло, наоборот. Ехали чересчур расслабленно, не торопясь, делая частые остановки по незначительным поводам. Даже ради того, чтобы сделать хороший кадр.
DSCF1698.jpg

12. Бывалые говорят, что Мещёра "уже не та". В последние годы она стала слишком популярна и изъезжена. Исчез ореол таинственности и мистики, кто-то даже добрался до легендарного урочища Шушмор, которому приписывали роль местного смертоносного "Бермудского треугольника". Дошло до того, что вокруг заброшенных церквей вырубили подступивший к ним вплотную лес и даже поддерживают их руины в минимально сносном состоянии. Теперь к ним ездят и ходят все, кому не лень, - на лыжах, джипах, велосипедах, снегоходах...
DSCF1692.JPG

13. Пешком вот кто-то по лесу гуляет, хотя до населённых пунктов уже достаточно далеко. А раньше, говорят, просто даже найти заброшенный храм среди деревьев было непросто, а уж вид его внушал трепет. Тем не менее, если бы не эта условная "популяризация", я бы сюда, наверное, не попал.
DSCF1707.JPG

14. Стоит упомянуть о довольно специфической истории этих мест. Мы находимся на территории Костерёвского военного лесничества. Названо по городу Костерёво Владимирской области, который в свою очередь получил имя в честь купцов Костерёвых – основателей и первых владельцев того самого Мишеронского стекольного завода, который я показывал выше.
DSCF1715.JPG

15. Казалось бы, что общего у Мишерони и Костерёво? Находятся вообще в разных регионах, прямой дороги нет – надо делать громадный крюк через большую бетонку. Но исторически мещёрский лес не делился между Владимирской и Московской областями, был достаточно цельной и хоть и слабо, но обжитой территорией. Через него когда-то проходил древний Коломенский тракт, связывавший Суздаль и Владимир с Коломной.
DSCF1760.JPG

16. В забвение эти места пришли в раннесоветские годы, когда огромную территорию на стыке двух областей выделили под военный полигон. Жителей всех здешних деревень выселили, отсюда и заброшенные церкви в глухом лесу. Территорию огородили гигантским по величине периметра забором с колючкой, на которую, говорят, до сих пор кое-где можно напороться.
DSCF1836.JPG

17. Испытывали тут вроде бы зенитные орудия (хотя апологеты теории заговора, как водится, уверены, что взорвали тут как минимум ядерную бомбу), но недолго. Очень скоро полигон перестал функционировать, превратившись в то самое военное лесничество – по сути, просто редкостный по своей глухоте лес. Какие-то режимные охраняемые территории остались только ближе к самому городу Костерёво. Почему-то в перечень закрытых объектов попал единственный на полсотни километров мост через Клязьму, отчего все джиперы и походники плюются ядом.
DSCF1839.JPG

18. Именно на территории этого лесничества, на границе Московской и Владимирской областей, мы и топтались. В планах было три объекта, два из которых уже на Владимирщине, но доехали в итоге только до одного, самого ближнего, так и не пересекши границу. Помимо длинной колонны, помешала этому погода.
DSCF1947.JPG

19. А что погода? Как известно, зима эта выдалась, как любят говорить наши СМИ, «аномальной», «самой влажной и снежной за сколько-то лет», «ШОК! За две недели выпала половина месячной нормы осадков» ну и т.п. Но снегу накануне действительно привалило. Вкупе с длиной колонны, это сделало скорость передвижения по лесу предельно низкой.
DSCF1736.JPG

20. Огромным минусом такого формата поездок является невозможность подышать свежим воздухом. Вроде находишься в без пяти минут диком лесу, в десятке километров от ближайшей маломальской деревни и в полутора сотнях от сколько-нибудь крупного города, но нет. Весь день наслаждаешься исключительно запахом солярки и её выхлопом.
DSCF1743.JPG

21. Это тоже дорога, но по ней совсем давно никто не ездил:
DSCF1757.JPG

22. Привычных дорожных знаков и указателей на лесных дорогах нет, но своя навигация присутствует. Чаще всего встречаются квартальные столбы лесничеств:
DSCF1790.JPG

23. Но бывают и более понятные самодельные указатели. Они нужны исключительно туристам и походникам: постоянного населения на территории военного лесничества нет.
DSCF1807.JPG

24. А вот знак переезда здесь какие-то шутники повесили. Несмотря на некогда огромную сеть узкоколеек в этих местах (помимо прочего Шатурский район был славен торфяными разработками), конкретно в этом месте её не было:
DSCF1866.JPG

25. Нашлась в глухом лесу неожиданно цивильная новенькая беседка. Ну и именно с этого места у нас возникли проблемы:
DSCF1858.JPG

26. Начиная отсюда дорога стала значительно хуже. В глубоком рыхлом снегу буксовать стали даже самые грозные внедорожники, а у менее опытных водителей очень быстро сгорало сцепление. Вот уже первая "посаженная" буханка:
DSCF1871.JPG

27. Тут уже и нашу головную машину, несмотря на всю её подготовленность, пришлось вытаскивать лебёдкой...
DSCF1899.JPG

28. А через сто метров после предыдущего благополучного вызволения и вовсе буксировать трактором. Неожиданное появление последнего объясняется следующим: к организации пробега были причастны несколько соседних муниципалитетов (в частности, Рошаля, откуда мы стартовали), и трактор для расчистки дороги взялся именно оттуда. Впрочем, и он не помог...
DSCF1879.JPG

29. Ибо вскоре сел и он сам, в невесть откуда взявшейся в минус 20 грязной луже. По всей видимости, мы заехали в низину в болотистой местности, где по каким-то причинам не замерзает небольшая речка. Вода, колёсами перемешанная с рыхлым снегом, сделала своё дело:
DSCF1921.JPG

30. Здесь мы застряли примерно на час. А поскольку вытаскивать всех должен был этот самый трактор, его самого тащить из грязи пришлось уже вручную, с помощью подножных средств:
DSCF1923.JPG

31. Но настоящей засадой стала переправа всей огромной колонны через эту лужу. Если несколько экипажей, включая наш, смогли преодолеть её самостоятельно, то всех остальных тащили.
DSCF1930.JPG

32. Не могу не отметить своего восторга теми несколькими машинами, которые сделали это самостоятельно. Действительно Внедорожники с большой буквы, с опытными бывалыми водителями. Захотел объехать остановившуюся колонну по полю? Пожалуйста!
DSCF1940.JPG

33. В ожидании переправы всех машин, я успел вдоволь нагуляться по лесу, насколько это позволяли мои самые обычные ботинки и снег почти до колена. Солнце уже начало потихоньку клониться к закату, и у меня стали появляться сомнения в том, что мы успеем объехать все три точки. Очень понравились "пятнистые" деревья:
DSCF1951.JPG

34. Мои сомнения оказались полностью оправданы. С большим трудом колонна доползла до урочища Курилово - одной из выселенных с полигона деревень. На её окраине сохранились руины Рождественского храма на Николо-Пустопольском погосте (1832). Он считается одним из наиболее труднодоступных в Московской области:
DSCF1969.JPG

35. Мы должны были доехать ещё до одного подобного места - урочища Илкодино, где также сохранились руины церкви. Что любопытно, в этих поездках, как я понял ставших регулярными, принимают участие потомки выселенных жителей этих деревень.
DSCF1983.JPG

36. Рядом с церковью даже кое-как обжили пространство. Сейчас тут есть пара домиков-сараев, печка-буржуйка, стенд с исторической информацией об этом месте и даже баня. Ну а меня привлёк, конечно же, узкоколейный вагон, используемый, видимо, в качестве бытовки. Не может не быть в Шатурском районе этих бесконечных следов былого могущества болотной узкой колеи:
DSCF1974.JPG

37. В итоге народ справедливо решил не торопиться и не продолжать маршрут, а устроить привал и ехать обратно. К стыду своему, впервые в жизни увидел в действии настоящий самовар. Хотя родственники уверяют, что должен помнить такой из своего детства:
DSCF1985.jpg

Учитывая длинный привал и ещё более длительный процесс разворачивания, выехали мы практически затемно. Наш водитель решил отказаться от движения в общей колонне, с повторным мучительным форсированием лужи, и отправиться другой дорогой. Минус был в том, что информации о её состоянии на текущий момент ни у кого не было. Будучи уверенным в его мастерстве после пройденного участка пути, я выразил полнейшую поддержку. К нам присоединились ещё несколько экипажей. В итоге в какой-то момент мы, уехав достаточно далеко, упёрлись в тупик. Стемнело окончательно, остальные машины отстали. Температура после захода солнца стремительно падала, а у кого-то словно по злой иронии сквозь неработающую мобильную связь проклюнулась СМСка от МЧС с предупреждением о похолодании до -32. Я тут несколько занервничал, но закончилось всё хорошо. Тупик оказался несколькими заваленными деревьями, которые мы смогли объехать. Вылезли в итоге в деревне Северная Грива, расположенной достаточно далеко от Рошаля. На этом наш внедорожный трип закончился.
Мещёрские леса в силу суровых условий слабо населены и овеяны набором легенд, подчас мрачноватых. Выселение деревень с территории полигона только усилило этот эффект. Я рассчитывал увидеть куда больше, но и так получилось интересно. С учётом популяризации этих мест и появляющихся зачатков минимальной инфраструктуры, эффект загадочности, конечно, теряется. Но до Беловежской пущи с её асфальтовыми просеками, комфортными гостевыми домами и рестораном ещё далеко. Хотя природа здесь ничуть не хуже, а место бы такое пользовалось популярностью. Насладиться "большой природой" с долей комфорта и не очень далеко от Москвы у нас просто негде. Далее напишу кратенький пост-дополнение про город Рошаль, в котором мне пришлось провести какое-то время при подготовке этой поездки.
Tags: Подмосковье, автоклуб, поездка выходного дня, транспорт, экстрим
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments