vikni (vikni) wrote in travel_russia,
vikni
vikni
travel_russia

Categories:

Провинциальные истории, услышанные теплым весенним днем... часть.1

В каждом тихом уголке нашей страны можно найти нечто необыкновенное: старинный особняк, церковь, быть может, усадьбу или мост через реку – памятник, готовый поведать удивительные истории об удивительных людях. Любители истории стремятся туда, где вершились судьбы мира, но провинциальные истории, отличающиеся от столичных, куда как меньшим масштабом и отсутствием лоска, при близком рассмотрении кажутся более настоящими и, - человечными.

И однажды теплым весенним днем, я услышала эти истории на экскурсии "Провинциальные истории" с Львом Бароном.

DSC_2552



История первая, железнодорожная.

01.
DSC_2534

02.
DSC_2493

Начну издалека) В 1830-е годы, некий специалист по железным дорогам, Франц Антоний Герснер предложил императору Николаю I проложить железную дорогу из Петербурга в Москву. В середине XIX века путь из одной столицы в другую занимал 3 дня, на дилижансах. Тогда его идею не поддержали, но предложили проложить стальной путь из Петербурга в Царское село и в Павловск. Она была открыта в 1837 году и стала первой железной дорогой в России. Она хорошо начинала, но постепенно стала работать в убыток, потому что ей мало кто пользовался. Тогда Герснер устроил на конечной станции, в Павловске, «курзал» - большой комплекс с гостиницами, ресторанами, сценическими и театральными площадками. Он приглашал самых знаменитых исполнителей и целые труппы из Европы. Меломаны из столицы стали часто ездить на концерты, конечно, по железной дороге. Так ее рентабельность резко возросла.

Император Николай I, вдохновленный быстрым развитием железнодорожного сообщения, вернулся к идеи о постройке дороги между двумя столицами. 1 августа 1842 года был подписан соответствующий указ и начались работы. 60000 крестьян трудились на строительстве семисоткилометрового стального пути. А руководили работами два инженера: Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт. Так мы и подошли к герою нашей провинциальной истории, Павлу Петровичу. Последние годы своей жизни он провел в городе Любань, скончался и был захоронен в местной церкви.

03.
Мельников

Инженеры руководили разными участками дороги: Павел Петрович – Северным, а Николай Осипович – Южным. Границей между участками была река Коломенка, пересекающая трассу железной дороги между Березайской и Бологовской станциями.

В 2001 году, когда отмечали 150-летие открытия первой железной дороги, на Московском вокзале Петербурга был открыт барельеф с изображением Николая I, Мельникова и Крафта. Рядом с ними - отрывок из указа от 1 августа 1842 года и два поезда: старый и современный Сапсан. И такой же барельеф был открыт на Ленинградском вокзале в Москве. Эти вокзалы, словно близнецы, строились по проекту Константина Андреевича Тона, и раньше оба назывались Николаевскими.
В Любани мы оказались, чтобы узнать историю Павла Петровича Мельникова, и совершили небольшую прогулку по окрестностям вокзала.

Любань – станция островного типа. В 1850 г. здесь было построено каменное здание железнодорожного вокзала, сохранившееся до наших дней с незначительными изменениями.

04.
DSC_2498

В первые годы после открытия железной дороги, поезда из Петербурга и из Москвы прибывали на вокзал одновременно. Прибывшие пассажиры бежали в станционный ресторан, где можно было сытно пообедать за 75 копеек, очень дешево по тем временам. Даже знаменитый писатель Антон Павлович Чехов вспоминал, как вкусно и сытно он обедал в Любани. Отправлялись дальше поезда тоже одновременно, в зал заходил начальник станции и объявлял посадку. Из шума невозможно было разобрать, что именно он говорил, но все пассажиры понимали, что пора бежать на поезд. Не обращая внимания, на указатели направлений, они вбегали в поезд, и часто, уже после отправления, понимали, что сели не свой поезд. После нескольких претензий от пассажиров, расписание скорректировали и поезда перестали приходить одновременно.

05.
DSC_2537

Буквально в двух шагах от станции, стоит церковь Петра и Павла, где был захоронен Павел Петрович Мельников. Неофициально, этот храм является главным железнодорожным храмом России. Он был построен по проекту Константина Андреевича Тона, имя которого я уже упоминала. Церковь в целости и сохранности пережила советскую власть, но в 1941 году была значительно разрушена после попадания фашистской бомбы. В настоящее время церковь восстановлена.

06.
DSC_2500

07.
DSC_2532

На территории церкви был захоронен первый начальник Николаевской железной дороги.

08.
DSC_2506

Во время войны вокруг города шли ожесточенные бои по снятию блокады Ленинграда. В 1944 году – бои за освобождение Любани, когда войска Волховского фронта двинулись на Новгород. В память об этих событиях установлен небольшой мемориал со списком погибших.

09.
DSC_2509

10.
DSC_2511

В церкви сохранилась могила Павла Петровича Мельникова, он был захоронен в 1880 году.

11.
DSC_2508

12.
DSC_2527

13.
DSC_2528

В память о нем, 9 августа 1955 был установлен бронзовый бюст около вокзала.

14.
DSC_2538

Павел Петрович Мельников родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, учился в Корпусе инженеров путей сообщения. В 1833 году, возрасте 29 лет, стал профессором кафедры прикладном механики. В 1820-е годы участвовал в проекте улучшения Волховских порогов и ведении работ по улучшению судоходства через Кокенгаузенские пороги Западной Двины (Даугавы).

Перед началом строительства железной дороги Павел Петрович поехал изучать железнодорожное дело в Западную Европу, и по итогам стажировки написал отчет более чем на полутора тысячах страниц. В 1839 году, уже будучи профессором Института корпуса инженеров сообщения, был направлен в США.

В марте 1841 года, приказом Николая I была учреждена комиссия для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен А.Х Бенкендорф, в числе других в неё вошли инженеры Мельников и Крафт.

В 1862 году Павел Петрович назначен главным управляющим путей сообщений. Его разработки легли в основу железнодорожного строительства на десятилетия, в том числе план соединения центральных губерний с Дальним Востоком.

В 1865 году генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников возглавил Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7,062 тыс. км. Он стал также автором первых в России технических условий проектирования станций. В 1869 году он оставил эту должность и поселился в Любани. К сожалению, дом где он жил не сохранился.

15.
DSC_2550

История поэтическая.

Следующая наша остановка, в поселке Чудово Новгородской области, связана с именем Николая Алексеевича Некрасова. Название поселка как бы намекает, что здесь совершались какие-то чудеса. По другой версии, когда-то эти земли населяли финно-угорские племена, и в том числе народность Чудь. Так и появилось название поселка.

В свою чудовскую усадьбу Некрасов приезжал почти каждый сезон. Здесь он общался с крестьянами и собирал материалы для своих произведений. После этих разговоров появились его знаменитые произведения: «Мороз красный нос», «Крестьянские дети» и другие.

16.
DSC_2563

На памятнике, рядом с Николаем Алексеевичем, сидит его любимый пес Кадо. Он трагически погиб на охоте, причем его по нелепой случайности застрелила супруга Некрасова. После этого Николай Алексеевич никогда не ездил охотится в Чудовскую Луку.

17.
DSC_2552

В той поездке мы не посетили музей Некрасова, а только прогулялись вокруг усадьбы.

18.
DSC_2560

Впереди нас ждали новые провинциальные истории.
Tags: Ленинградская область, экскурсия
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments