vendigo1989 (vendigo1989) wrote in travel_russia,
vendigo1989
vendigo1989
travel_russia

Пегрема

Предлагаю небольшую фотоисторию и яркий рассказ о посещении заброшенной карельской деревни Пегрема, а также одного из самых неоднозначных святилищ древней Карелии и общению с его бессменным хранителем - Анатолием Павловичем Журавлевым. Я совсем не склонен к мистике и хайпам а-ля Гиперборея и места силы, а свой рассказ пытаюсь написать со стороны независимого стороннего наблюдателя. Посещение деревни прошло в ходе длинного путешествия по Русскому Северу в целом и Заонежью в частности.



Покинув гостеприимную деревню Космозеро, мне предстоял 16 км путь до деревни Ламбасручей, лесными дорожками и грунтовкой. Чисто теоретически, из Великой Губы до Ламбы ходит автобус, в который можно прыгнуть на полпути, но идет он поздно и я не уверен, что он будет сегодня. Если его не будет, то в деревню я приду только ночью, а я рассчитывал найти лодку сегодня. Поэтому, прибываю в Ламбасручей я, гордо, на своих двоих. Поспрашивал у людей насчет водного транспорта в Пегрему, и был удивлен тем, что возит только один человек, ведь по прочитанным отчетам проблем никаких не возникало. Постучался в дом около 9 вечера. Сергею явно не хотелось сегодня уже куда-то выходить, ну а мне - искать ночевку около деревни. Мы долго рядились, пока в итоге я не предложил сумму, на мой взгляд превышающую стоимость четырех 20 минутных рейсов.

В итоге, Сергей завел трактор, прицепил к нему прицеп, погрузив туда лодку, а в лодку меня с рюкзаком, и вся эта процессия двинулась в сторону причала. Пока шли сборы, сфоткал деревенского кота, в закатном свете. В свете заходящего солнца все выглядит прекрасно, ну а в сочетании с котом, так и вовсе беспроигрышная комбинация)


Несмотря на то, что поселок крупный, чуть меньше Великой Губы, в нем встречаются подобные живописные развалины


Отходим от причалов и двигаемся на запад, к Пегреме. Места вокруг абсолютно дикие, густые леса соседствуют с высокими скалами






Кэп проходит мелкую протоку, выключив мотор, и отталкиваясь от дна веслом


Доплываем до деревни Пегрема. Деревня стоит на берегу Уницкой губы Онежского озера, и попасть сюда можно не только по воде, но и по лесной дороге, но дорога там, судя по отзывам, ужасная и путь по воде куда приятнее.
Вид на часовню Варлаама Хутынского с воды. Завтра я приду сюда по лесной тропе.


Ну а мы плывем дальше, к песчаному пляжу(62.340629, 34.753592), туда где разбиты туристические стоянки и находится основная достопримечательность этого места - поляна идолов.

Уже с первых шагов по берегу, становится ясно, что попал я по адресу. Но это все завтра, я прощаюсь с Сергеем до завтра, ставлю палатку, купаюсь и валюсь спать. Немного устал, ведь еще утром я был на пляже в Вороньем острове. На первый взгляд, место выглядит просто райским - песчаный пляж, сосновый лес и (наконец-то!) полное отсутствие насекомых. Впрочем, в дикости есть и свои минусы - ставя палатку усталым, чуть не наступаю на молодую змею, которая тут же в ужасе удирает.



На а наутро, совершив обязательные ритуалы купания и завтрака, иду искать бессменного хранителя этих мест - Анатолия Павловича Журавлева, ученого-археолога из Петрозаводска.
- Ещё будучи студентом однажды летом по совету друзей я приехал отдохнуть на красивый берег Уницкой губы. В те годы я всегда таскал с собой лопату, и в тот раз она была со мной. Террасы около Пегремы показались мне интересными с точки зрения возможных археологических находок. А первый же удар лопаты дал мне керамику. С тех пор я каждое лето провожу здесь."

С 70х годов, он живет летом здесь, в обустроенном им самим лагере, приплывая каждую весну на лодочке-скорлупке, а зимой пишет свои книги в петрозаводской квартире.


Вдоль пляжа уже выстроился целый комплекс-музей одного человека. Зал заседаний, как его именует Журавлев, я показал вчера.
Обломки керамики и сланцевых орудий из раскопов


Все в самодельных табличках разного содержания






Впоследствии археологами здесь было обнаружено наследие различных эпох: мастерская по обработку меди эпохи мезолита, захоронения в красной охре, погребение в гроте каменной глыбы, керамические изделия энеолита, сланцевые и кремнивые орудия. Исследованиями было установлено, что около 4000 лет назад в Пегреме (точнее с эпицентром в урочище Велемоны) произошло сильное землетрясение, и люди надолго покинули это мест, но почему-то вернулись. Новое население появилось здесь в эпоху позднего энеолита, спустя примерно 1000 лет.

К этому же времени можно отнести и культовый комплекс саамов - так называемую Поляну идолов, особую гордость Анатолия Павловича и самый неоднозначный для остальных археологов объект. Общая площадь комплекса составляет около 20 000 кв. м, на ней компактно сосредоточены камни-валуны различных размеров, имеющие зоо- или антропоморфную форму со следами грубой обработки. Вокруг них локализуются валуны меньших размеров или скопления камней. Встречаются сооружения из камней, поставленных друг на друга, и каменные кладки из небольших валунов, а также кладки из вертикально поставленных небольших плит и каменные кучи округлой или овальной формы.
Сами камни были надежно укрыты слоем мха, дерна и мелкой поросли. Обнаружить его помог лесной пожар, случившийся в Карелии летом 1988 года. Интересен еще и тот факт, что если связывать священные камни и следы поселений, то можно хотя бы примерно датировать первые (а можно и ошибиться, случайно связав абсолютно независимые культуры и эпохи).

И сейчас, я, найдя профессора в его палатке на берегу и познакомившись, двигаюсь с ним на экскурсию. Журавлев традиционно сообщает мне, что я прибыв сюда автоматически стал участником международного симпозиума по первобытной археологии). Несколько минут прогулки по сосновому лесу, и мы на месте. Профессор начинает экскурсию.


Первым из предполагаемых священных камней является сейд в виде Лягушки.


Ранее, во всех найденных мной интернетных отчетах однозначно упоминалось, что лягушка считалась злым идолом и всячески задабривалась древними людьми. И я в свою очередь замечаю профессору, что во всех саамских мифах и сказках лягушка однозначно преподносится как злая ведьма-оборотень, живущая в гиблых местах - болотах. На что он отвечает, что то жаба, а лягушка - крайне почитаемое животное, символизирующее землю и воду, а следовательно плодородие, что вполне вписывается в общую идею храма - круговорот жизни.

Профессор увлеченно углубляется в описание ритуалов, совершаемых на идоле и я, естественно, спрашиваю, как был реконструирован ритуал и подкреплено ли чем-то культовая принадлежность камней. Ведь любое толкование камня причудливой формы, найденного в лесу - лишь игра фантазии, а несколько камней, да еще и подкрепленные археологией, позволяют говорить об древнем культовом комплексе.

Как правило, в могилах, внутри кладок и близ объектов находились каменные орудия, керамика, отдельные угольки и вкрапления красной охристой краски — все это следы ритуалов, некогда сопровождавших культовые обряды, связанные с почитанием каменных идолов и предков. Интересно, что на поверхности отдельных крупных валунов сохранились следы шлифовки в виде концентрических окружностей. Видимо, на них обрабатывали орудия, которые затем клали в могилы и к идолам. Иногда ярко-охристые красные пятна хорошо прослеживались прямо на выгоревшей от растительности поверхности песчаной террасы или же под корнями упавших деревьев. На месте таких пятен в процессе раскопок выявлялись отдельные могилы или групповые захоронения. Глубина могил не превышала 30—50 см от современной поверхности почвы, иногда вместе с красной охрой могильную яму засыпали камнями или ее стенки обкладывали валунами. В отдельных случаях сверху над могилой насыпали небольшой каменный курганчик. В одном погребении дно могилы было выложено каменными плитами.
Культурный слой памятника четко локализуется вблизи камней, около которых обнаружены практически все находки. На удалении от валунов его следы уже не прослеживаются. Маловероятно, что деятельность носила хозяйственный характер. Культурный слой практически не содержит осколков и отщепов камня, кальцинированных косточек, фрагментов керамических сосудов, обломков каменных орудий - то есть тех видов находок, которые обычно отражают древнюю хозяйственную деятельность. Обнаруженные находки - это почти исключительно высококачественные сланцевые и кремневые орудия. В ряде случаев камни, буквально оконтурены по периметру узкой (до 10-15 см) полосой охристого песка. Такая картина могла образоваться в результате смывания охры с камней под воздействием дождя, таяния снега. А это возможно только в том случае, если камни в течение какого-то времени периодически обмазывать красной охрой.


В частности, вокруг лягушки фигуры выложен круг из плит, сколотых с валуна. Внутри круга выложены три кострища. С юга располагалась кладка из камней, в ней обнаружено погребение. Вообще, этот камень обнаружен еще до пожара, но тогда ему не придали большого значения.

Каменная утка. При желании и небольшом полете фантазии, можно увидеть и ее космический глаз)
Почти во всех финно-угорских, да и многих других преданиях, утка - прародительница Вселенной, всеобщая праматерь. Ориентирована головой на восток, что символизирует пробуждение и начало жизни. Профессор цитирует Калевалу по памяти:
Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился.




Утка окружена двумя кругами камней, внешний из которых заканчивается каменным ящиком-дольменом(разрушен), где производилась кремация. Обожженные круглые камни, по предположению А.П. символизировали яйца, из которых возрождалась душа умершего.



Переходим к следующей группе камней, под названием "Солнечная дорога жизни / Путь от девочки до женщины матери". На площадке недалеко друг от друга расположены 3 валуна, символизирующие девочку, девушку и женщину, соответственно, и служащие для обрядов инициации, перехода, по мнению Журавлева.


Вот к примеру, третий камень. Живот беременной женщины, и рожающая женщина с другой стороны



Рядом же расположился и следующий этап - валун "Грудь кормящей матери"


Он долго и тщательно описывает находки и ритуалы, но здесь, на мой взгляд достаточно много чудиновщины. Попытки найти руны, в явно естественных трещинах на камнях. На мой вопрос: "Охра это или современный маркер?", Журавлев уверенно отвечает, что, конечно же, охра. Но все же, с точки зрения древнего человека, еще и в эпоху матриархата, такое святилище и обряды вполне допустимы, чтобы позже быть замененными обрядом свадьбы и ЗАГСом.


Расколотый валун со следами кострищ внутри


Сейд, символизирующий семейное счастье


Экскурсия продолжается примерно час, а после на лодке привозят группу из 8 человек, стоящих туристическим лагерем где-то в районе Колгострова, и Журавлев переключается на них. Группа, по большей части, эзотерической направленности, соответствующе одета и с бубном. Я общаюсь немного с их инструктором, Вячеславом, который не побоялся везти 9 человек на надувной лодке с мотором несмотря на нехило штормящее сегодня озеро. В кои-то веки немного жалею, что я не водник. С радостью бы сплавал в урочище Велемоны, на Колгостров и его Звонкой камень. А после выдвигаюсь по приятной дороге через сосновый лес, к заброшенной деревне Пегрема.



На протяжении почти всего пути Журавлев отмечает значимые места все теми же табличками. Не забывая увековечивать и себя.



Деревня была покинута более 30 лет назад, но Анатолий Павлович и Сергей, который вез меня сюда, еще помнят ее жилой. Когда-то жители Пегремы занимались рыбной ловлей и сельским хозяйством, как и во всем Заонежье. В здешних местах обнаружены залежи шунгита, а он способствует хорошим урожаям. Но деревня была признана неперспективной и расселена, как и сотни других. Никакой мистики, все прозаично.
Поселение представляет собой погост, ряд больших крестьянских домов, лицевые фасады которых обращены к озеру. Сейчас почти все дома в ужасном состоянии, хоть деревня якобы и включена в список ценных, подлежащих охране исторических поселений. Когда-то, в Кижи отсюда перевели амбар Кузнецова, да иногда реставрируется часовня.







На небольшом мысу стоит часовня Варлаама Хутынского (1770). Часовня срублена из круглых бревен. Состоит из сеней, трапезной и молельни. Более высокий объем молельни покрыт двухскатной крышей и увенчан главкой с крестом. Над сенями возвышается на восьмериковом основании колокольня, завершающаяся шатром с главкой. Вторая главка установлена на крыше над молельней. Часовня прекратила свою деятельность во времена Октябрьской революции, когда все иконы были вывезены из храма.





Звонница




Кстати, стоянки и причал есть не только на пляже, но и у самой деревни.
Возвращаюсь назад. Привезенные эзотерики конечно же разложили ленточки и дары всем идолам. Надеюсь, А.П. уберет этот мусор потом


После обеда и купания меня вдруг охватывает чувство полнейшей разбитости - ватные конечности, засыпаю на ходу, и я не в состоянии сопротивляться падаю спать. Впрочем, это ненадолго. Анатолий Павлович снова приходит поговорить, угощает рыбой, дарит брошюру с автографом. Ему понравился мой интерес к месту. Он рассказывает о своих планах развития внутреннего туризма тут, о желании построить, как он выражается, Новую Россию, но жалуется на вечные проблемы с финансированием. Сетует на то, что у многих среди официальных археологов очень узкий и официальный взгляд, от которого они не отступятся (он презрительно именует их "совки" и "геростраты"), много бюрократии. Предлагает мне влиться в его бэнд Народное ополчение Журавлева(НОЖ) - купить домик в окрестностях, лодку и возить ему людей на экскурсии :)

И правда, официальная наука, даже такие в общем-то авторитетные археологи, как Манюхин, Лобанова и Кочкуркина абсолютно не согласны и считают Журавлева выдумщиком:
Ученые его давно раскритиковали, никто его теории всерьез не воспринимает. Это чистой воды выдумки и к науке не относятся. Их можно использовать для научно-фантастических сюжетов, не более.

Сергей приплывает за мной чуть раньше, по каким-то своим причинам. И пока я спешно сворачиваю лагерь, они с профессором общаются - оказались старыми знакомыми. Впрочем, Сергей не особо в восторге от Журавлева, считает его бездельником, ищущим легкие деньги и говорит, что так было всегда.

Автобус Ламбасручей - Великая Губа - Медвежьегорск, на котором я собираюсь эвакуироваться из Заонежья, отправляется в 6:30 утра, поэтому ночевать около деревни все равно придется. Иду по дороге, в указанном Сергеем и совсем неподалеку(62.295379, 34.862421) нахожу отличную туристическую стоянку, где и ставлю палатку. Состояние полнейшей опустошенности продолжается, поэтому я падаю в палатку, даже ничего не распаковывая, лишь постелив пенку и поставив будильник.

Ну, и в заключение резюмирую впечатления от места и от профессора. Разделю их на положительные и отрицательные.
Анатолий Павлович однозначно молодец, хотя бы тем, что уже более 50 лет занимается тем, что выбрал своим делом. Немногие могут этим похвастаться. На его счету много археологических находок и статей, которые не являются спорными. Место однозначно не простое, по многим критериям, часть из которых я привожу выше: сосредоточенность камней на небольшом промежутке, археологические находки, подтверждающие ритуальные действия, следы ручной обработки камней, следы стоянок и люди, эпоха за эпохой возвращающиеся сюда. Не факт, что Журавлев прав хотя бы на 1%, но я однозначно плюсую попытки трактовать сейды комплексно и искать логический смысл в древней мифологии.
Кроме того, он однозначно главная достопримечательность этого места, действительно увлеченный и интересный экскурсовод. Как мне показалось, у него к каждому свой подход. К примеру, у меня он спросил перед началом экскурсии, чем я занимаюсь. Я ответил, что я инженер-программист и он проводил экскурсию в достаточно научном стиле, делая упор на историю и археологию. Про НЛО не рассказывал. Ну, а то, что сказки иногда рассказывает, так турист сейчас пошел избалованный. Просто съездить на природу и поболтать с археологом не каждому интересно, зато вот на Гиперборею и мистику - очереди.

Ну а теперь минусы. Основной недостаток, почему Анатолия Павловича не воспринимают всерьез - это его манера подачи материала. Человек он очень эксцентричный, увлеченно рассказывает, ну и обосновывает свои утверждения он часто в беллетристической манере, мягко выражаясь. У меня при общении с ним сложилось впечатление, что он просто троллит всех несогласных с ним, это своеобразная защитная реакция. Но имхо, если это игра, то он слишком увлекается. Все его таблички с несерьезными надписями, крики про народное ополчение и совков. Брошюры что он издает хоть и содержат любопытные сведения, но оформлены, как будто их делал сумасшедший. Неудивительно, что серьезные ученые его и слушать не хотят. При этом самого его, я бы сумасшедшим ну никак не назвал.
Второй минус в том, что он пытается намешать все в кучу: саамы, руны на камнях, мандалы на керамике. Добавляя сюда нехилую фантазию профессора, смесь получается гремучая. Если попытки найти смысл культового комплекса в мифологии - вполне логично, то приплетать сюда следы других культур - перебор. Лучше на мой взгляд было бы попытаться связать это с уже существующими святилищами на территории севера, найти аналогии.
Ну, и в третьих, то, что мне в принципе не нравится в людях - стопроцентная уверенность в своей правоте и нелюбовь к критике. Профессор абсолютно уверен в своих словах и рассказывает так, будто сам был свидетелем функционирования комплекса 4000 лет назад, что для исследователя не очень хорошо.

При написании написанного выше использовались
И.В.Мельников. Святилища Древней Карелии. – Петрозаводск, 1998.
Сайт энтузиастов
а также брошюрка, подаренная мне профессором
Tags: Карелия, идем в поход
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 66
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments