vendigo1989 (vendigo1989) wrote in travel_russia,
vendigo1989
vendigo1989
travel_russia

Июль 2018. Месяц на Севере. Окрестности Каргополя: Саунино, Красная Ляга, Лядины

В ходе длинной поездки с элементами походов по Северу, я осматриваю основные достопримечательности в окрестностях Каргополя.

В предыдущие дни, я договорился в каргопольской турфирме Лаче о аренде машины с водителем для осмотра окрестных деревень и заброски в деревню Морщихинская для похода по Кенозерскому национальному парку.
С утра я встречаюсь с моим водителем, Вячеславом Александровичем, и выясняется неприятная деталь - под словом "окрестные деревни" я понимал традиционную пятерку: Красная Ляга, Лядины, Саунино, Ошевенское и Архангело, а он же только первые три, лежащие на пути к Морщихинской. Он утверждает, что все за шесть часов посмотреть невозможно, а за поездку на север, по Ошевенскому тракту, он хочет еще дополнительно 2000 рублей. На такое я не рассчитывал, и в итоге пришлось ограничиться лишь Пудожским трактом.


Первая из деревень, куда мы приехали - Саунино, она же Кипрово. Все местные деревни имеют двойное название, что вносит некоторую путаницу, ибо в статьях о храмах, как правило, обозначены исторические название(по самой крупной в кусте деревне), а на картах - современное название села. Деревня расположена всего в 5 км от Каргополя, обитаема, в ней проживает около 200 жителей.

А приехали мы сюда для осмотра церковного ансамбля: шатровая церковь Иоанна Златоуста(1655) с трапезной и отдельно стоящей шестигранной колокольней(первой половине XIX века). Сама церковь представляет из себя типичный восьмерик на четверике, а прямоугольная трапезная с двускатной крышей была пристроена позже. Она позволяла расширить помещение при большом стечении народа, была также местом обсуждения сельских дел и праздничных угощений. В трапезной нередко отправлялась и служба. Для этого в ней устраивался небольшой алтарь с иконостасом – придел. Такой придел был и в трапезной церкви Иоанна Златоуста – по южному скату кровли возвышается главка, обозначающая второй престол церкви.
Церковь стоит на некотором удалении от деревни, на месте старого деревенского погоста, но сейчас вокруг нее только поле с некошеной высокой травой




Церковь срублена в "обло"(оставляя концы бревен навыпуск), а колокольня в "лапу"(более чистый угол)


На дверях замок, но мой водитель часто возит сюда экскурсантов и знает, у кого хранится ключ. Ключ мне не доверяют, но приехавший на велосипеде смотритель открывает церковь для осмотра.

Резные столбы поддерживают матицу в трапезной


Опустошенный иконостас и алтарь. Остались только золоченые рамы икон


Но главное сокровище церкви осталось, и для того, чтобы его увидеть, нужно просто поднять голову. Расписные двенадцатигранные "небеса" с евангелистами и архангелами в полный рост. 12 граней — 12 фигур: Распятие (на той грани, которая направлена к иконостасу и строго к востоку), 7 архангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил, Иегудиил, и 4 евангелиста. В центре — Троица Новозаветная. Саунинские небеса были созданы, по всей видимости, в XVIII веке и в настоящее время считаются одними из наиболее сохранившихся.


Колокольня по словам смотрителя в плохом состоянии, ее он открыть отказывается, и мы едем дальше. По пути в Красную Лягу, водитель показывает мне арт - площадку "Бабкина поляна" на месте дома Ульяны Ивановны Бабкиной в деревне Гринево(61.532458, 38.663592).
Ульяна Ивановна Бабкина – хранительница традиций каргопольской глиняной игрушки. Родилась в 1888 году. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она единственная продолжила изготавливать глиняные игрушки - "бобки". Удалось ей заинтересовать и нескольких жителей деревни.

На геокэшинге хорошая статья о ней и есть еще неплохой документальный фильм

Одиннадцать российских мастеров создали деревянные скульптуры по мотивам игрушек Ульяны Бабкиной: Полкан, Медведко, Гармонист и т. д. Также на территории «Бабкиной поляны» находится "Ульянина избушка", ставни окон которой изготовили каргопольские народные мастера и художники по сюжетам сказок бабушки Ульяны.






Наконец, доезжаем до Красной Ляги. Красная Ляга — исчезнувшее село Каргопольского района Архангельской области. Ещё относительно недавно куст деревень Красная Ляга состоял из поселений Шейна (Шеино) и Зенкова (Заляжий). А Красноляжский приход включал ещё и окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек.
На северном диалекте "ляга" значит "лужа", а также небольшое озерко. Действительно, когда-то здесь было небольшое озеро карстового происхождения, от которого осталась воронкообразная сухая впадина. Однажды это озеро буквально за ночь ушло, а вслед за ним стали уходить и жители деревни. Сейчас об озере напоминает только впадина, заросшая деревьями и травой


А напоминанием о деревне осталась только одиноко торчащая посреди поля Сретено-Михайловская церковь(1655). В основе она представляет собой восьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Восьмерик покрыт шатром, в основании которого устроен небольшой постамент, над алтарем - бочка. Храм пережил несколько переделок внешнего облика, во время последнего(1894) из которых церковь приобрела плотную, ярко окрашенную внешнюю обшивку с эклектичным декором. Сейчас краски уже нет (хотя местами можно отыскать следы), но количество деталей впечатляет.






А такой она была до 1894 года


Рядом со Сретенской находилась церковь Рождества Богородицы XVII в., с теплой трапезной "во имя Параскевы Пятницы", но она сгорела в 1864 году, и её внешний вид не известен. Вместо неё с 1872 г. строилась новая церковь с Успенским и Пятницким приделами. И ее постигла незавидная участь - в советское время была перевезена в село Печниково, где ее бревна использовались для строительства мастерской.
Вот так выглядела новая Рождественская церковь


Кстати, у Красной Ляги и церкви есть свой журнал krasnaya_lyaga, созданный энтузистами-активистами sobory.ru. Там можно найти немало интересных фактов и снимков, а также прочитать о предпринимаемых ими шагах реставрации (к сожалению, давно не было обновлений).

Церковь заперта, но на дверях табличка с телефоном председателя общины. Но мой Билайн перестал ловить здесь, а симка Мегафона осталась зарытой в рюкзаке, в багажнике, поэтому звонить я не стал и мы двинули дальше. Да, справа от входа стояла лестница и были оторваны доски (видимо нерадивыми туристами), но лезть в эту дыру мне также не захотелось.

Церковь остается вдали, как мираж, как призрак среди полей...


Несмотря на первоначальное нежелание моего водителя, мне все же удалось уговорить его проехать еще 5 км по грунтовой дороге до деревни Кучепалды. Дорога в нынешнюю жару вполне ничего, не знаю уж как в дождь.
Кучепалду постигла такая же участь, как и Красную Лягу. Здесь также было карстовое озеро. В деревне была всего одна улица, окружающая озеро, вдоль которой выстроились дома, образуя круг. Но и это озеро в один момент исчезло. Кстати, Кучепалда переводится с финно-угорских наречий, как "гнилое озеро". Люди стали уезжать из Кучепалды, несколько лет назад отключили электричество. Жителей оставалось все меньше, хотя чуть более ста лет назад Кучепалда была четвёртой деревней по количеству жителей во всей Олонецкой губернии. Здесь было 117 домов и 641 человек.
Но, в отличие от Ляги, опустевшей еще до революции, в Кучепалде жили еще совсем недавно. Рассказывают о старообрядцах, живших в деревне и державших живого журавля.
Хотя несмотря на то, что история с озером красивая, я не думаю, что причиной полного ухода людей отсюда было исчезновение маленького озерца, во многих дворах еще видны колодцы. Просто еще одна потихоньку вымершая деревушка. Сколько таких стоит по Северу, по России...

Дома тут хоть и заброшенные, но, по большей части, не развалины. Возможно в некоторые из них еще приезжают (целы стекла и есть накатанная колея к дому). Я оставляю машину и иду прогуляться по деревне










В некоторые из них можно осторожно зайти, топча высокую траву, покрывшую дороги и двери. Видно, что дома оставлены относительно недавно, но тем не менее невероятно интересно рассматривать предметы былого быта, думать о том, кто жил в этом доме, и при каких обстоятельствах люди оставляли свои жилища. На удивление, в домах осталось довольно много вещей и это несмотря на то, что наверняка здесь уже прошел не один мародер.






Здесь когда-то и было озеро. Видно, что дома окружают его



На перекрестке стоит часовня Иоакима и Анны(конец XIX века). Вернее то, что от нее осталось. Табличка повешена энтузиастами проекта Общее дело, отчет можно найти тут


Вячеслав Александрович рассказывает о том, что в прошлом году какой-то фотограф, любитель перформансов, поджег несколько домов ради хороших кадров. Дружок, ты уже не в тренде, в следующий раз лучше прибей себя за что-нибудь к одному из домов, да дождись людей!

Едем дальше, по знаменитой дороге из бетонных плит


И спустя какое-то время попадаем в последнюю из деревень, в которых мы побываем - Лядины (Гавриловская). Лядины - стариннное село(XVI в), обитаемое и по сей день (около 60 человек). Название Лядины буквально обозначает "поросшее лесом поле", от "ляда" - "угодие", "пашня или росчисть, поросшие молодым лесом"

Печь с мезенскими лошадками в кафе "Поляны"


В центре села стояли две деревянные церкви — Покровско-Власьевская (шатровая, 1743 года) и Богоявленская (Георгиевская) (многоглавая, 1793 года), а также колокольня (конца XVIII века). Но совсем недавно, на Пасху 2013 года, от удара молнии загорелась двухэтажная Покровско-Власьевская церковь, огонь перекинулся на колокольню. Сейчас, от единственного в районе тройника осталась только Богоявленская церковь. Вдвойне обиден и тот факт, что до этого несколько лет шла реставрация ансамбля.

Так ансамбль выглядел до пожара


И церковь сейчас



С архитектурной точки зрения, Богоявленская церковь представляет собой приземистый восьмерик на четверике, завершающийся пятиглавием. По углам четверика поставлены аккуратные главки. Еще три главки венчают алтарный прируб.

В церковь ведет уникальное полукруглое крыльцо с "небом", расписанным звездами. Ступени поднимаются высоко, а кровля над ними спускается низко - таким образом, стоящий у дверей храма посетитель, оказывается полностью отгорожен от внешнего мира деревянным сводом, крашенным в синий цвет и расписанным звездами.



Церковь стоит на перекрестке дорог, рядом с деревенским кладбищем-погостом. Сейчас на нем возятся какие-то люди, ухаживают за могилами родственников. Я спрашиваю, у кого бы можно найти ключ, церковь традиционно заперта. Далее следует достаточно долгий квест с поисками, пока в конце мне не указывают на дом смотрительницы - Любови Борисовны. Но она говорит, что внутри пусто и смотреть нечего, все иконы вывезены в Каргополь, и предлагает посетить другую достопримечательность села - этнографический музей Лядинские узоры.

Идея создания музея принадлежит Ворощук Надежде Фёдоровне, заведующей и учителю начальной Лядинской школы. Давно она вынашивала создать в своем родном селе учебное заведение с этнографическим уклоном, и вот весной 1994 года музей начал свою работу. Сегодня в школе - музее можно увидеть деревенскую утварь, прялки, изделия из бересты, самовары, традиционный северный костюм, фотографии из семейных альбомов. Многие годы в музеи работали разные мастерские, в которых дети учились ремёслам, ранее бытовавшим в селе Лядины. Это и ткачество, и плетение рыбацких сетей, и вышивка, и лоскутное шитьё, и выращивание, обработка льна, получение льняной нити, изготовление набоечных тканей, шитьё традиционной женской и детской одежды и др.
Долгое время музей размещался в здании самой деревенской школы, но недавно школу закрыли за неимением достаточного числа учеников, и музей переехал в специально выкупленную деревенскую избу. При предварительном договоренности в этих комнатах даже можно пожить






Изба настоящая, северная - под одной крышей и жилая часть, и сени, и сарай, и хлев. Вторая, промысловая часть включает как раз элементы школьных мастерских. Сейчас там проводятся экскурсии и мастер-классы. Вот и сейчас ожидалась туристическая группа, но меня ждал водитель, поэтому я ограничился самостоятельным посещением экспозиции.








Несмотря на то, что музейчик расположен под крышей одного деревенского дома, я потратил на его изучение минут сорок. Мне очень по душе такие маленькие, уютные выставки. гораздо больше, нежели огромные выставочные комплексы.
На а дальше Вячеслав Александрович забросил меня в деревню Морщихинская, откуда я начал очередной сегмент своего длинного пути - поход по Кенозерскому национальному парку.

При написании поста использовались материалы из википедии, сайтов http://kargopoltic.ru/, http://sobory.ru/, http://kenozerjelive.ru/
Tags: Карелия
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 66
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments