Non serviam (belousovblog) wrote in travel_russia,
Non serviam
belousovblog
travel_russia

Category:

Буддийский форпост

Всё-таки с такими городами, как Элиста следует знакомиться в сопровождении экскурсовода. Это в Европе всегда можно без особых пояснений понять, что к чему, а если что-то всё же непонятно, то догадаться. Несмотря даже на языковой барьер, просто в силу близости культур. Но Калмыкия – это часть совершенно другой цивилизации, и хотя территориально эта республика находится рядом, своей душой она далеко на Востоке.
Поэтому прошлая автомобильная вылазка сюда летом 2010 года, с бывшей женой и друзьями семьи, оставила такое ощущение, будто мы так ни во что как следует и не вникли. И вот, без малого шесть лет спустя, я отправился по тому же маршруту на туристическом автобусе, чтобы познакомиться со столицей Калмыкии поближе.
Буддийская религия и культура берут своё начало в VI веке до нашей эры. У их истоков стоит Будда Гаутама, индийский аристократ из кшатрийского рода Шакья, который, отказавшись от мирских радостей и соблазнов, принёс людям учение, освобождающее от страданий. В основе буддизма лежат Четыре Благородные Истины, которые гласят следующее: Человеческая жизнь – это, главным образом, страдание (именно так принято переводить с санскрита слово "дукха", хотя более точным аналогом является, скорее, "фрустрация"); Причиной страдания являются страсти и желания (на санскрите – тришна); Существует возможность избавиться от страдания; Существует путь, который ведёт к этому избавлению.
Это так называемый Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга). Он заключается в восьми правилах, которые следует осваивать последовательно. Они делятся на три этапа: правила мудрости (правильное воззрение и правильное намерение), правила нравственности (правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни) и правила сосредоточения (правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение). Первые два этапа – этические постулаты, третий основан на психотехниках.
В буддизме, как и в иудеохристианстве, есть десять заповедей, и они местами перекликаются с библейскими. Впрочем, судите сами, вот буддийские заповеди: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать и не клеветать, не использовать дурманящих веществ (эта заповедь больше роднит буддизм с исламом), не сплетничать, не превозносить себя и не унижать других, жертвовать нуждающимся, не держать зла и не побуждать ко злу, и не клеветать на Три Драгоценности, то есть Будду, Дхарму (Учение) и Сангху (буддийское монашеское братство).
А самой главной своей ценностью буддизм, как и учение Христа, провозглашает любовь. Только, в отличие от христианства, не только к ближнему, но и ко всем живым существам.
Основным же отличием буддизма от привычных нам, европейцам, монотеистических религий является то, что в нём нет нервного и неуравновешенного всемогущего личностного Бога. Его роль выполняет безликий, бесстрастный и неумолимый кармический закон (впрочем, боги в некоторых из буддийских учений таки наличествуют, но у них там совершенно другие роли и функции, нежели в монотеизме, второстепенные). А вместо рая, где души праведников будут играть на арфах в окружении стай белокрылых ангелов или, по другой версии, пить вино и совокупляться с гуриями – вечная череда перерождений. Как сказал классик: «пускай живёшь ты дворником, родишься вновь прорабом, а позже из прорабов до министра дорастёшь, но если туп как дерево – родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь». Или, как благостная альтернатива – Просветление, нирвана – свобода от всех желаний и привязанностей, Великий Покой, блаженное состояние полного единения с Вселенной и растворения в ней. Но Просветления надо ещё заслужить и добиться, а это очень нелегко. Для того и существует Восьмеричный путь.
Самое, на мой взгляд, лучшее, образное и поэтичное объяснение того, что же такое нирвана, даёт герой одного из "буддийских" романов Виктора Пелевина, "Чапаев и Пустота": "Представьте себе непроветренную комнату, в которую набилось ужасно много народу. И все они сидят на разных уродливых табуретах, на расшатанных стульях, каких-то узлах и вообще на чем попало. А те, кто попроворней, норовят сесть на два стула сразу или согнать кого-нибудь с места, чтобы занять его самому. Таков мир, в котором вы живёте. И одновременно у каждого из этих людей есть свой собственный трон, огромный, сверкающий, возвышающийся над всем этим миром и над всеми другими мирами тоже. Трон поистине царский – нет ничего, что было бы не во власти того, кто на него взойдёт. И, самое главное, трон абсолютно легитимный – он принадлежит любому человеку по праву. Но взойти на него почти невозможно. Потому что он стоит в месте, которого нет. Понимаете? Он находится нигде..."
Как водится, буддизм со временем разделился на множество школ, течений и направлений. Самыми крупными из них считаются махаяна, хинаяна и ваджраяна, к которой относится тибетский буддизм, последователями которого и являются калмыки. Что неудивительно, калмыцкий народ родом из Северного Китая, и перекочевал на европейские земли сравнительно недавно, в XVI веке.
В силу того, что калмыки были кочевым народом, поселения на их земле появились поздно. Так, Элиста была основана только в шестидесятых годах XIX века, и даже не калмыками, а бывшим крепостным из Воронежской губернии, Степаном Прокопьевичем Кийковым.
Калмыки, как и казаки, верно служили российской короне и охраняли южные рубежи государства. Поучаствовали они и в Отечественной войне 1812 года, и в покорении Россией Кавказа. Но Сталин в 1943 году отплатил верным союзникам России самой чёрной неблагодарностью, репрессировав калмыцкий народ и выслав его в Сибирь. Официальным поводом послужил быстрый проход немецких войск через территорию Калмыкии во время войны. Но, как утверждают историки, реальной причиной депортации была нехватка рабочих рук на сибирских рудниках и стройках. К счастью, в 1957 году калмыки были реабилитированы и вернулись в родные степи.
В советские времена буддизм преследовался наряду с остальными религиями. В тридцатых годах все буддийские храмы были закрыты и разрушены, а ламы – расстреляны или сосланы.
Возрождение же буддизма в Калмыкии началось в 90-х годах прошлого века и неразрывно связано с именем первого калмыцкого президента Кирсана Илюмжинова. Сейчас в республике построено более тридцати храмов (до революции их было около сотни). Священнослужителями в них являются, в основном, монахи из Тибета. Но уже имеются и свои, калмыцкие ламы, которые начали обучаться в девяностые, и они постепенно заменяют тибетцев. Ещё одной заслугой Илюмжинова является то, что при нём Элиста из рядового заштатного провинциального городишки превратилась не только в форпост буддизма в Европе, но и в крупный туристический центр.
Буддизм у калмыков гармонично переплетается с народными верованиями, с которыми, в отличие от нетерпимых и агрессивных монотеистических религий, он никогда не боролся, а интегрировал в себя, и довольно успешно. Так, в Калмыкии, наряду с Китаем и Японией, почитается Белый Старец, Цаган Аав, покровитель и охранитель дикой природы, приносящий богатство, счастье и семейное благополучие. С его благословения расцветает земля и рождается потомство.
Цаган Аав, кстати, кроме всего прочего, дарует "белую дорогу" путешественникам и туристам, поэтому, отправляясь куда-либо, калмыки бросают две монеты – белую и жёлтую, в подношение Белому Старцу, загадывая при этом пожелания доброй дороги и доброго жизненного пути в целом.
Мы тоже сделали жертву Белому Старцу на въезде в Калмыкию. Хотя его статуи на границе нет, и путников встречают лишь скульптуры сайгаков, являющихся одним из символов Калмыкии. Целое их семейство – сайгак, сайгачиха и маленький сайгачонок застыли в стремительном беге по степи на рубеже республики. У туристов бытует ещё один ритуал, совершенно неоригинальный – загадать желание, погладив нос сайгачихи.

Здесь заканчивается Волгоградская область...
IMG_3022.JPG

И начинается Калмыкия
IMG_3019.JPG

Знакомство с Элистой началось с Золотых ворот, к которым нас привёз автобус. Это огромная золотистая арка на красных колоннах, с изображениями драконов и картинами, иллюстрирующими историю калмыцкого народа. Считается, что тот, кто проходит под Золотыми воротами, духовно очищается и обретает силу, а также правильные помыслы.
IMG_3077.JPG
Пройдя через Золотые ворота, мы попали в сквер с ротондой, в которой находится полутораметровая золотистая статуя Будды, застывшего в вечной медитации, одетая в жёлтую ткань (жёлтый – один из цветов буддизма). Рядом с ротондой, для желающих помолиться, находятся молитвенные барабаны-кюрде. (Вращение такого барабана, содержащего внутри священные мантры, является одним из способов молитвы у буддистов).
IMG_3035.JPG
DSCN0303.JPG
Самый большой молитвенный барабан находится в Пагоде Семи дней на площади Ленина, к которой выводит сквер. Это колоссальное семиярусное сооружение в восточном стиле, внутри которого находится огромный, в два человеческих роста, красно-золотистый кюрде, с написанным на нём на трёх языках – санскрите, тибетском и старокалмыцком, молитвенным обращением к богу Авалокитешваре, являющемуся воплощением сострадания всех Будд (помимо Будды Гаутамы их было ещё множество). В этот барабан заложено около тридцати миллионов мантр, написанных на плотно скрученных рулонах тонкой бумаги, и одно вращение барабана приравнивается к прочтению их всех. Надеюсь, я значительно облегчил свою карму после посещения пагоды.
IMG_3047.JPG
Рядом с Пагодой Семи дней, в центре площади, белыми и чёрными гранитными квадратами выложена огромная шахматная доска. Шесть лет назад на ней стояли соответствующих размеров фигуры, но сейчас мы их не увидели.
На этой площади всё дышит Востоком. Перед Домом правительства вздымаются на высоких колоннах сверкающие золотистые лотосы (эти растения считаются в буддизме священными, и даже изображены на флаге Республики Калмыкия),
DSCN0294.JPG
а на её краю возвышается ещё одна арка, украшенная характерными орнаментами и драконами, не такая большая и роскошная, как Золотые ворота, но тоже внушительная. Это Триумфальная Арка, возведённая в честь двухсотлетия победы над Наполеоном и вхождения калмыцких воинов в Париж.
IMG_3063.JPG
Единственным же "европейским" памятником на площади является статуя Ленина, оставшаяся ещё с советских времён.
К площади Ленина прилегает ещё один сквер, со странной бесформенной скульптурой и памятником Пушкину, стоящим на чёрном кубическом пьедестале. За спиной поэта находится металлическая решётка с маловразумительными белыми барельефами и табличками со стихами самого Александра Сергеевича и его калмыцкого собрата по перу, некоего С. Каляева:
"Ах, если б Пушкин мог, хотя б на миг,
Прийти в наш день, который чист и светел,
Его узнал бы "друг степей, калмык".
Как своего родного брата встретил..."
IMG_3067.JPG
За Домом правительства стоит скульптура "Мальчик и Дракон", бывшая когда-то фонтаном. За прошедшие с моего первого визита в Элисту шесть лет дракон со своим юным другом пришли в упадок и сильно облупились.
IMG_3072.JPG
Дальше наш путь лежал в парк "Дружба". В нём нас встретил огромный мраморный Белый Старец, возвышающийся на постаменте с изображением глаза с расходящимися от него лучами, наподобие масонского, и свастическими узорами. Вокруг покровителя всего живого мирно уживаются орёл, сайгак и волк. Ветви деревьев рядом с Белым Старцем, да и на всём протяжении парка, густо увешаны разноцветными ленточками и пёстрыми флажками с молитвами и мантрами на санскрите или тибетском.
IMG_3079.JPG
DSCN0306.JPG
DSCN0307.JPG
Но самый монументальный из объектов парка посвящён временам СССР. Это мемориальный комплекс на Аллее Героев, в центре которого стоит памятник какому-то калмыцкому военачальнику, а на "крыльях" – барельефные портреты Героев Советского Союза и России и героев Социалистического труда.
IMG_3091.JPG
Чуть дальше аллея упирается в памятник сказителю-джангарчи Ээляну Овла, со слов которого был записан главный литературный памятник калмыцкого народа, эпос "Джангар".
IMG_3096.JPG
Здесь можно приобрести у уличных торговцев всевозможные сувениры с местным колоритом. Я подарил своей спутнице Ире кулончик в форме затейливого переплетения санскритских букв, символизирующего священный звук "Ом", а она мне – кольцо, устроенное по принципу молитвенного барабана. На внешней его части, которую можно вращать вокруг внутренней, изображена тибетскими письменами мантра "Ом мани падме хум". Это самая известная и широко распространённая из мантр. Дословно она переводится с санскрита просто – "О жемчужина в лотосе", но смыслов и интерпретаций у неё великое множество. Очень удобная вещь – крутишь колечко на пальце, а молитвы возносятся, и благодать истекает. К тому же этот процесс очень способствует сосредоточению и концентрации.
Между тем, время, отведённое на прогулку по центру города, заканчивалось. К сожалению, увидеть в парке Дружбы мы успели далеко не всё, но пора уже было отъезжать к следующему объекту нашей экскурсии, главной достопримечательности города, центральному буддийскому храму-хурулу Элисты и всей Калмыкии, "Золотой обители Будды Шакьямуни".
Перед отъездом мы успели посетить кафе, где я решил попробовать, в естествоиспытательских целях, блюдо калмыцкой кухни, похлёбку из бараньих потрохов с большим количеством репчатого лука. Блюдо мне не понравилось, возможно, просто потому, что я гастрономический консерватор, а калмыцкая кухня очень своеобразна. Она состоит почти сплошь из мясных и очень жирных блюд. Как это сочетается с буддийской любовью ко всем живым существам и ахимсой, которая является основополагающим принципом буддизма, лично я уразуметь не могу. Впрочем, подобных противоречий немало в любой религии. Христиане, например, тоже отнюдь не торопятся раздавать всё своё имущество нищим, как недвусмысленно учил Иисус.
Хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" – крупнейший буддийский храм в Европе. Он поражает своими размерами и размахом. А ещё атмосферой. Если на площади Ленина и в парке Дружбы множество деталей не дают забыть, что ты находишься всё же в европейском городе, то зайдя на территорию хурула, обнесённую оградой с навершиями из маленьких ступ-субурганов, целиком и полностью оказываешься на Востоке.
IMG_3112.JPG
IMG_3105.JPG
Несмотря на давнее увлечение буддийской философией, я совершенно не разбираюсь в его символике, поэтому просто процитирую храмовый сайт: "Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения; золотые рыбы – символ духовного освобождения; лотос – символ чистоты; сосуд – символ скрытых знаний; зонт – символ защиты дхармы; штандарт – символ победы над невежеством и смертью; раковина – как символ возвестия Учения во все стороны; бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.
Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению. Колесо Учения – одна из восьми благих эмблем – представляет собой единство всего сущего. На фронтоне сияет Знак Калачакры, его суть во взаимосвязи и взаимозависимости Вселенной и человека. На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь".
В храме находится самая большая в Европе статуя Будды, высотой 9 метров (а вместе с лотосовым троном – все 12), а его стены расписаны сценами из жизни Будды, изображениями далай-лам, Защитников Учения и Зелёной Тары – богини, родившейся из слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира, и ставшей его женой. Вообще-то в буддизме существует двадцать одно проявление Тары-Спасительницы, и у каждого из них есть свой иконографический образ, но в Калмыкии больше всех почитают именно Зелёную Тару. Считается, что она всегда готова незримо появиться и прийти на помощь тому, кто произнесёт её мантру: "Ом Таре Туттаре Туре Соха".
После экскурсии по храму, которую, за неимением заболевшего калмыцкого лектора, провела наш экскурсовод, мы с Ирой, заглянув ненадолго в музей истории буддизма в подвальном этаже, отправились во двор хурула, где обошли его, как полагается, по часовой стрелке, останавливаясь около скульптур семнадцати великих буддийских Учителей и пагод с большими молитвенными барабанами.
IMG_3120.JPG
IMG_3128.JPG
После "Золотой обители" мы поехали в направлении другой, не менее знаменитой элистинской достопримечательности – единственного в мире шахматного города Сити-Чесс. Но перед этим нам предстояло посещение ещё одной буддийской святыни – Ступы Просветления. Её ещё называют ступой исполняющей желания, причём название это она носит вполне официально, именно так переводится собственное имя этой ступы, "Монлам Тамчед Друпа".
Последователи Будды строят ступы с целью привлечь на землю благословение, мир и гармонию. Эту ступу установили последователи буддийской традиции Карма Кагью, и она построена согласно всем канонам. Ступы Просветления являются главными из восьми традиционных видов этих сооружений, они символизируют преодоление всех препятствий и раскрытие всех способностей ума, а также, как явствует из их названия, конечную цель буддийского пути – Просветление и освобождение от страстей.
Деревья вокруг ступы Просветления украшены не менее пышно, чем в парке «Дружба» или дворе хурула. А к её вершине приделаны тросы, на которых развеваются цветные молитвенные флажки, поэтично называющиеся «лунгта», что в переводе с тибетского означает «Конь Ветра».
IMG_3188.JPG
Совершив обход вокруг ступы, мы зашли в находящийся в ней маленький храм, значительную часть которого занимает молитвенный барабан, содержащий ещё больше мантр, чем кюрде Пагоды Семи дней – 50 миллионов. Стены святилища расписаны изображениями глав школы Карма Кагью, кармап. Всего их было семнадцать, вместе с ныне действующим.
IMG_3194.JPG
А Сити-Чесс за прошедшие шесть лет совсем не изменился, ничего здесь не убавилось, но и не прибавилось тоже. Мы побродили по городку, полюбовавшись «шахматными» скульптурами, некоторые из которых вызывают лишь недоумение. Например, кривая шахматная ладья из арматурных прутьев, похожая на проволочные поделки, какие мастерят воспитанники детских садов,
IMG_3203.JPG
или фигурка, долженствующая олицетворять цейтнот, но почему-то походящая на окаменевшие фекалии.
IMG_3226.JPG
Затем нас ждала экскурсия по Дворцу шахмат, в котором проходят шахматные чемпионаты, конгрессы, форумы и прочие мероприятия.
Сити-Чесс, задуманный как столица шахматного мира, тоже является детищем Кирсана Илюмжинова. Поначалу над этим проектом посмеивались и сравнивали с Нью-Васюками, а его создателя – с Остапом Бендером. Президент Калмыкии в ответ демонстративно переименовал улицу, ведущую к шахматному городу в Проспект Остапа Бендера, и поставил на ней скульптуру ильфопетровского героя, держащего в руке шахматного коня, в окружении двенадцати стульев (в натуральную величину, на них можно присесть). С тех пор в Сити-Чесс ежегодно проходят по три десятка шахматных соревнований самого разного уровня. Что ещё раз подтверждает старый тезис, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Великий комбинатор и стал последним объектом нашего путешествия. Не считая супермаркета, где желающие могли запастись калмыцкой экзотикой, наподобие пакетированного солёного чая с молоком и специями.
DSCN0339.JPG
Общее впечатление от поездки можно охарактеризовать словами: "хорошо, но мало". Чтобы по-настоящему проникнуться восточным духом Элисты, погрузиться в неё и прочувствовать, в этот город надо ехать дня на три. Как минимум.</div>
Tags: Калмыкия, паломничество
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments