lica_alica (lica_alica) wrote in travel_russia,
lica_alica
lica_alica
travel_russia

Categories:

Болгар, Булгар, Болгары, Булгары...

А еще Северная Мекка, Изге Болгар - уникальное место на высоком Волжском берегу. Это и священная для мусульман Поволжья точка отсчета принятия ислама (21 мая 922 года), это и уникальный памятник исчезнувшего государства Волжская Булгария и его культуры, это и самый северный в мире памятник средневекового зодчества. А если про личное ощущение, то это ещё одно зримое доказательство того, как в Татарстане берегут историю, как подают пример веротерпимости, храня веру свою, но уважая при этом чужую. Ладно, столица Казань, тесное соседство мечетей и храмов там давно воспринимается как само собой разумеющееся, но вот, пожалуйста: древний город, Х век и - Успенская церковь ближе некуда от Соборной мечети.



Пожалуй, с ней даже перебор: в XVIII веке, когда ее строили, в фундамент заложили надмогильные камни с болгарских памятников и усыпальниц.
2.


Конечно, не всё здесь - живые века в камне, много реконструировано, восстановлено, но главное спасибо за то, что вообще было что восстанавливать, надо говорить, знаете, кому? "Строго беречь развалины, отнюдь не расхищая их", - из указа Петра I. И он, и Екатерина II стремились сохранить столь уникальное место.

Нет, правда, я не знаю, как рассказывать о Булгаре... Слишком много всего, от прекрасного музея Булгарской цивилизации до минаретов и мавзолеев с их легендами, от ханских усыпальниц до одновременно воздушной и мощной современной "Ак мэчет" - Белой мечети. Да что там! А причал какой на Волге для круизных теплоходов, а встречают там как!
3.

4.


Попробуем просто пройти по всему комплексу? Или сначала на коляске за 500 или маршрутке за 30 руб., а то и просто пешком именно к ней, к Ак Мэчет? Ведь если весна, если майские сады и небо, то можно оставить гида и...
Не так и много, километра три от Городища до Белой мечети.
5.


И оно того стоит!
6.

7.


Как и во все казанские мечети, сюда можно всем. Только не забывайте, что обувь придётся оставить у входа, так что даже в жаркую погоду возьмите с собой носочки, чтобы не ходить по мраморным лестницам босиком.
8.

9.


Совсем новая ещё, 2012 год. Три купола, два минарета в стиле минаретов мединской Мечети Пророка, 16 витражных окон, арабески, каллиграфия, постоянно звучащий Коран, михраб в направление Мекки... Достойный памятник в месте становления ислама, как одной из основных религий тогда еще будущей России.
"Не огнем и мечом, а дорожным посохом" – мусульмане этим гордятся.
10.

11.

12.

13.

14.

15.


Кстати, именно сюда, в Волжскую Булгарию, отправлял князь Владимир послов для знакомства с мусульманской религией. Вспомнив об этом, самое время вернуться на городище и представить, что они могли в то время там увидеть. А пока идём, немного истории:
[...истории Булгара]В середине первого тысячелетия нашей эры на огромной территории от Китая до Балкан образовывались, сменяя друг друга, тюркские кочевые государства – каганаты. В этом котле средневековой государственности на рубеже VI-VII веков на территории Северного Кавказа возникло государство Великая Болгария. Однако практически сразу она попала под давление своего сильного соседа, сформировавшегося в тот же период, Хазарского каганата. Под его натиском болгарское общество распалось. Часть двинулась на Запад и основала государство «Болгария», которое существует и поныне. Другая половина отправилась на северо-восток к реке Каме. Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников. За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство (конец IX века).

Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.
С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным и в совершенстве владел искусством медицины. Случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаичная.
Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату.
Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.

Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».

Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.

После того как Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгаре находились в вассальной зависимости, последние быстро «поднялись», монополизировав весь Волжский торговый путь и торговлю с арабским востоком и Ираном.
Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии – Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока – монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами.

Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимавшаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам. В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.


Выходим за территорию Белой мечети...
16.


и сразу видим Свято-Авраамиевскую церковь, но туда не в этот раз. В этот раз наш путь лежит к местам более древним, но знайте, что славится этот храм не только своей небесной лазурью, батюшка здешний - личность известная, считается он великим молитвенником, идут и едут к нему православные не только со всей России, но и мира.
17.


Если идём пешком, то не пройдем мимо Малого минарета. И это правильный маршрут, потому что именно он здесь - единственное, что дошло до нас в первозданном виде.
18.

19.

20.


А ещё потому, что...
21.


В каждой религии и каждом значимом для неё месте свои поверья, и если верите, то поднимитесь на 40 ступеней этого минарета, и Аллах снимет с вас 40 грехов. Впрочем, если не верите или считаете себя безгрешными, всё равно поднимитесь, наградой будет прикосновение к 14 веку и возможность посмотреть на Булгар с высоты.
22.


У этого минарета есть ещё одна легенда, и снова о том, как мирно могут сосуществовать разные религии на одной земле:
"После завоевания Булгара этот минарет пытались разрушить, т.к. не хотели, чтобы он стал местом паломничества мусульман. Но дважды разрушенный он наутро снова представал целым. На третий раз его разрушили и камни сбросили в реку, наутро минарет снова стоял целехонький, только с мокрыми камнями. И тогда православный священник пришел к разрушителям и сказал: "Ну и сколько еще вы будете издеваться над святыней - он как стоял здесь, стоит, так и будет стоять".
23.


Рядом с минаретом Ханская усыпальница. Но в самом ли деле это усыпальница, а если да, то ханская ли (другая версия - здесь хоронили святых мусульман), науке уже доподлинно неизвестно.
24.


И здесь же памятник тем самым первым сахибам, которые по легенде принесли ислам на эти земли задолго до его официального утверждения. Посох, перо и чалма - три подарка им от пророка Мухаммеда.
25.


От уменьшения количества грехов полегчало душе и телу? Идём дальше, то есть ближе ко всем остальным памятникам древнего Булгара и к Волге? Только сначала все же посмотрим старину, а Волгу и современность - попозже, отдельным рассказом. Впрочем, Волга тут теперь везде, всё городище на ее высоком яру. Булгары, татары редко ставили свои поселения у колодцев, всегда у текучей воды, по рекам, ручьям и даже небольшим ключам.
26.


Ханский дворец. То есть руины ханского дворца XIII века под пластмассовой защитной крышей (все в порядке, с ЮНЕСКО согласовано, там одобрили). Построен был дворец сразу после завоевания Болгара монголами, стоял на самой высокой точке городища. Да, теперь руины, а не роскошная восточная сказка, но что-то такое в этом месте есть... Не будем проходить мимо, постоим, посмотрим на Волгу, а потом прикроем глаза и послушаем эхо грубой прошловековой жизни...
27.

28.


Вы помните, что мы сюда попали не на машине, что у нас стоянка речного круиза и что нам надо бы выбрать, на что потратить оставшиеся время? Я сама выбираю главное сооружение, оставляя на потом мавзолеи, ханские бани, Белую и Черную палаты...
29.


...или вот этот памятный знак "Принятие ислама". Пусть там внутри и находится самый большой в мире Коран, история под руками интереснее, а мы как раз подошли к Соборной мечети, ну, или к тому, что от неё осталось и что на остатках восстановлено.
30.


Всё та же середина XIII века, время после завоевания булгар монголами. Строится грандиозная мечеть, дабы враги видели ее издалека и устрашались одним видом мощи государства, её построившего. Не просто памятник - и сегодня она по-прежнему место паломничества мусульман, место умры - малого хаджа, и по-прежнему совершается здесь особый намаз.
Вход в мечеть был прямо через Большой минарет. Тот, что мы видим сегодня - реконструкция, но, пожалуй, это тот случай, когда она необходима для воссоздания духа прошлого. В конце концов, этот минарет столько раз строился и разрушался от действия времени, врагов и кладоискателей, что ещё одно его восстановление - лишь продолжение его жизни.
31.


Как у всякого приличного туристического места, здесь просто должно быть что-то загадочное. Должны же где-то люди, добравшиеся до неближней точки Татарстана, заказывать себе желания с гарантией их исполнения)) Булгар не подводит, и если вам мало снятия с вас сорока грехов в Малом минарете, то вот здесь, в центре Соборной мечети восстановлена одна из колонн, которая почему-то решила, что именно ей и положено людские желания исполнять. Вот, здесь она с правого краешка на фото попала.
32.


Так что приезжайте. Нет, не так! Приходите сюда на любом из этих круизных рейсов, прикасайтесь к истории древнего государства, загадывайте желание, но не торопитесь возвращаться на теплоход, потому что продолжение прогулки и рассказа об этом удивительном месте следует...

Tags: Татарстан
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments