Инженер-дромоман (ts58) wrote in travel_russia,
Инженер-дромоман
ts58
travel_russia

Categories:

Унеча - город деталей и силикатного кирпича

DSCF5184.JPG
Едва ли не в каждом регионе нашей необъятной найдётся город, а то и не один, порождённый железной дорогой и выросший за последние полтора века. Это Ковылкино в Мордовии, Рыбное в Рязанской, Бологое и Лихославль в Тверской, Ртищево в Саратовской областях. Список можно продолжать ещё долго. Все они похожи друг на друга, по-прежнему живут железной дорогой, в них пахнет углём и то и дело слышатся гудки локомотивов. Одним из подобных городов в Брянской области оказалась Унеча. Здесь то же царство силикатного кирпича, старых вагонов и небогатой стабильности. Унеча даже поинтереснее остальных будет, т.к. тут сохранилась уйма артефактов и деталей из прошлого. При полном отсутствии достопримечательностей, погулять тут приятно.


1. Унеча появилась вместе с железной дорогой в 1887-м. Она стала одной из промежуточных станций на магистрали "Брянск - Гомель". А в начале XX-го века через неё с севера на юг прошла ещё и линия «Орша - Харьков», и Унеча стала узловой. В таких условиях она просто не могла не разрастись в средних размеров город при железной дороге. Линия на юг оборвалась на украинской границе задолго до 2014-го года и стала тупиковой, да и ветка на север близка к клинической смерти, но Унеча всё ещё остаётся довольно бодрой живой станцией. Манёвры составов, суета в окрестностях вокзала, работающее депо - всё это есть и сейчас.
DSCF5059.jpg

2. С недавних пор Унеча является конечной для всех пригородных поездов, через неё проходящих. Сквозное пригородное движение по «основной» линии «Брянск - Гомель» теперь не осуществляется, и в Унече нужно делать пересадку. По направлениям же на юг (в сторону Украины) и на север (в Сураж) его уже и вовсе нет. Зато из Суража, как я уже писал в соответствующем посте, можно уехать в Беларусь. Только вот между ним и Унечей движения нет.
DSCF5072.jpg

3. Во время войны город находился в оккупации и сильно пострадал. В окрестностях действовали партизанские отряды. По этим причинам, по Унече раскидано множество военных памятников и мемориалов. Самый крупный из них, с фигурой скорбящей матери, - на прошлом кадре. В глубине унечского кладбища - ещё один:
DSCF5066.jpg

4. Выходим на широкую площадь Ленина:
DSCF5094.JPG

5. Ильич и администрация:
DSCF5093.jpg

6. Что-то вроде доски почёта на главной площади. Она полностью занята плакатами на тему военной истории города: указано количество погибших, угнанных в концлагеря, пропавших без вести, замученных под пытками жителей города и района. После прочтения всей этой информации празднично оформленный плакат "С новым 2019-м годом" на этой же доске выглядит неуместным.
DSCF5089.JPG

7. Видимо в силу некоторой консервативности касты железнодорожников, в Унече присутствует масса деталей, свойственных скорее СССР или 90-м.
DSCF5088.JPG

8. Надписи по трафаретам, лозунги, объявления и символика на фоне общей скромной аккуратности вызывают ощущение лёгкого перемещения во времени.
DSCF5080.jpg

9. А ещё город имеет характерный серый оттенок. За редким исключением, он полностью выстроен из силикатного кирпича:
DSCF5116.jpg

10. На этом фоне позднесоветский ресторан с балконом сильно выделяется:
DSCF5101.jpg

11. Краеведческий музей:
DSCF5104.JPG

12. Обелиск учителям и ученикам школы №5, погибшим в Великой Отечественной:
DSCF5105.jpg

13. Силикатный же кинотеатр:
DSCF5111.jpg

14. Очередные детали на фоне силикатных стен:
DSCF5077.jpg

15. Одно из самых больших и нестандартных зданий города, занятое Сбербанком, тоже имеет узнаваемый сероватый оттенок:
DSCF5144.jpg

16. Впервые вижу, чтобы памятник (в данном случае, 100-летию города) стоял посреди парковки у магазина. Понятно, что он здесь скорее оброс всем этим, нежели был установлен в такое место, но выглядит всё равно странно:
DSCF5123.JPG

17. Обилие припаркованных машин объясняется просто. Мы находимся рядом со станцией Унеча, главным местным работодателем. Будний день, почти весь город съехался сюда на работу.
DSCF5126.jpg

18. Тут уже практически на её территорию залезли. При входе стоит памятник воинам-вагонникам. Я слова-то такого раньше не знал. Насколько здесь всё специфичное, железнодорожное.
DSCF5132.JPG

19. Красивая водонапорная башня 1908-го. Не буду далёк от истины, если скажу, что это едва ли не единственная сохранившаяся дореволюционная постройка в городе:
DSCF5134.JPG

20. Из силикатного строя выделяется улица Иванова, идущая непосредственно вдоль железной дороги. По очевидным причинам, её после войны застраивали первой, так что тут остались кое-какие сталинки. Неброские, впрочем, из самых простых:
DSCF5157.JPG

21. Это здание показалось знакомым. Пролистал свои старые фотки - и точно! Такое же видел в смоленской Рудне. Типовой проект, получается.
DSCF5138.JPG

22. Если административно главная в городе - площадь Ленина, которую я показывал выше, то в бытовом плане бóльшую роль явно играет площадь Привокзальная, с парой прилегающих кварталов вышеупомянутой улицы Иванова. Вдоль последней тянется сквер Победы:
DSCF5153.JPG

23. Венчает который танк Т-34 с вечным огнём:
DSCF5142.JPG

24. Напротив вокзала - суд в едва ли не самом представительном сталинском здании города, с портиком и колоннами:
DSCF5160.JPG

25. В сквере перед вокзалом - памятник Щорсу. На полтора года в 1918-1919-м Унеча оказалась приграничным тогда ещё посёлком, т.к. как раз через неё проходила определённая Брестским миром граница России с подконтрольной Германии Украинской народной республикой. И именно в Унече начдив Щорс формировал т.н. "Украинский революционный полк им. Богуна", призванный воевать с немцами.
DSCF5163.jpg

26. Сквер этот назван в честь партизан и подпольщиков, и помимо памятника Щорсу содержит три их бюста. Что интересно, скульптуры и название появились уже в 2000-е, а до того сквер был безымянным.
DSCF5173.JPG

27. Один из самых аутентичных автовокзалов в глубинке, что я видел. Оранжевый ЛиАЗик ещё очень удачно вылез. Прям хоть кино про 80-е снимай:
DSCF5168.JPG

28. А вот и сам вокзал станции Унеча. Главное, можно сказать, здание города. Он тут небольшой; симпатичного, но типового сталинского вида. Внутри всё аккуратно и чисто, посолиднее, чем в более крупных Клинцах. Видимо, в отношении содержания инфраструктуры тут руководствовались значимостью и размером самой станции, а не города, который она обслуживает. С перрона Маркс смотрит на пути и поезда:
DSCF5178.jpg

29. Недаром основным памятником столетию города тут является не показанная выше стела, торчащая посреди парковки у магазина, а монумент с головой паровоза около вокзала:
DSCF5182.JPG

30. Даже не знаю, что в этом торговом центре удивило меня больше. Потуги на архитектурную классику в виде колонн и треугольного фронтона (ОК, может это сталинка была), феерическое обилие рекламы...
DSCF5187.jpg

31. ... львы при входе или то, что колонны выложены керамической плиткой? Никогда не знаешь, чего ждать от российской глубинки.
DSCF5184.JPG

32. Зато школа сталинская держит марку:
DSCF5191.jpg

33. Гаражи и сараи из старых вагонов - характерная черта железнодорожных городков:
DSCF5192.jpg

34. Киоск «Союзпечать» выглядывает из-за забора. Кто-то прихватил часть земли, прилегающую к дороге, вместе с павильоном? Или наоборот затащил киоск к себе на участок?
DSCF5197.JPG

35. Простенькая сталинка смотрится неожиданно стильно в сочетании серого кирпича и красного обрамления:
DSCF5201.JPG

36. Кафе середины советского периода:
DSCF5195.jpg

37. Настоящей находкой в Унече стал ДК им. 1 мая. Здание похоже на помещичью усадьбу, отобранную для нужд пролетариата. Но построено оно в 20-е годы, т.е. уже при СССР, методом народной стройки, непосредственно как ДК железнодорожников. Как такое получилось сейчас сказать сложно, но факт. В насквозь советской Унече нашёлся редчайший пример отголоска имперской архитектуры, созданного после революции:
DSCF5207.JPG

38. Здание ДК недавно отремонтировали, а парк перед ним подвергся детальной реконструкции с элементами современного урбанизма, что для Унечи кажется вообще невероятным. Отличный пример того, как бытие определяет сознание. Если есть что-то стоящее, ценное, независимо от годов постройки, его будут холить и лелеять. Это из серии того, как на чистых улицах с аккуратными газонами и мусорят меньше. Хорошее порождает хорошее.
DSCF5202.JPG

39. Перед фасадом ДК симметрично стоят Ленин и почему-то Маркс. Глядя на московскую слякотную жижу за окном, сложно представить, что в январе в Унече были горы чистого белого снега, которые мешали оценить благоустройство парка, отличить Ленина от Маркса и по-нормальному сфотографировать памятник. По фрагменту лица здесь можно опознать автора "Капитала". Значит, методом исключения, на прошлом кадре - Ленин.
DSCF5211.jpg

40. Найдёте у проходной местной птицефабрики ещё одного Ильича, заваленного снегом почти по макушку?
DSCF5215.JPG

41. Рядом с ним - памятник жертвам фашизма.
DSCF5218.JPG

42. Ближе к окраине нашлась пара советских довоенных домов:
DSCF5219.JPG

43. Выглядят интересно, даже отчасти стильно, но мрачно:
DSCF5222.JPG

44. А вот церквей в Унече всего две, и те построены уже в наше время. К основной из них, расположенной на дальней окраине, я не успел подъехать до темноты. В центре же можно найти Никольский храм 2000-х годов, входящий в подворье Свенского монастыря:
DSCF5232.JPG

45. Построен он на месте бывшего детского сада. Территория закрыта, пришлось фотографировать через забор. Это вроде бы временное здание церкви, действовавшее до постройки основного:
DSCF5235.jpg

46. Почти половина территории города находится к югу от железной дороги, однако весь предыдущий рассказ был только о северной части, где расположен центр. За путями же, по доброй традиции, разместились в основном промзоны и частный сектор. Особняком там стоит здоровенное локомотивное депо Унеча - самое крупное ремонтное тепловозное депо на Московской железной дороге. Собственно, где-то половину всей залинейной части Унечи занимают рельсы, разъезды и всяческое путевое развитие. У администрации депо, символично расположенной в "вилке" между двумя путями и переездами, на вечном приколе стоит паровоз:
DSCF5239.JPG

47. Но и небольшой обособленный райончик с несколькими сталинками и невзрачным ДК там тоже нашёлся:
DSCF5241.jpg

48. На главном выезде из города, в сторону трассы "Гомель - Брянск", моё внимание приковала непонятная заброшенная башня ажурной конструкции. Буду благодарен пояснениям, что же это такое.
DSCF5250.JPG

Не обладая историческим наследием, Унеча смогла заинтересовать. И своей консервативной старомодной атмосферой, и эстетикой железных дорог, и вполне себе уникальным памятником советской архитектуры, и массой деталей. В принципе, этот пост мог бы быть ещё больше, если бы я доехал до церкви, нескольких второстепенных памятников и навыкладывал бы фото домов из залинейной части. Для маленького города, которому ещё и 150 лет нету, это очень даже.
С зимней Брянской областью, меж тем, у меня всё. Перечень постов:
Клинцы:
Первая часть - центр.
Вторая часть - Стодол и окраины.
Сураж.
Унеча - текущий пост.
Tags: Брянская область
Subscribe
promo travel_russia september 21, 2017 14:52 76
Buy for 10 tokens
В Москве сейчас проходит Международный Российский Туристический Форум «Отдых-2017». Это одна из двух крупнейших выставок по туризму в России. Тем более почетно было, что сообщество travel_russia пригласили не просто поучаствовать, а выступить на конференции «Маркетинг…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments