Несмотря на то, что первый зал напоминает одинарный зал любого краеведческого музея - мамонты и раскопки, чучела зверей, населяющих область, и прочее, потом, как в поговорке "чем дальше в лес...
Стоимость входного билета 100 рублей. Залов много!
Итак, ай-да гулять по "обувному городу"!
Первые два зала я торжественно пропустила. Вернее, все осмотрела, но фотографировать не стала. В них представлены археологические артефакты, найденные на территории района, рассказывающие о жизни первобытных людей. А также о зарождении села Кимры.
Во-первых это грамота (комия) Ивана Грозного от 15 февраля 1546 года игумену Кирилло-Белозерского монастыря Афанасию и разрешала закупить в Каргополе 10 тысяч пудов соли беспошлинно, а затем везти соль на Москву, продавая по пути в больших и малых городах (Кашин, Углич, Дмитров), по волостям, в том числе и на Кимре.
Кимры по своему географическому положению располагались на водной торговой артерии- Волге, и стало быть это было торговое село.
В 1552 году Иван Грозный пожаловал Кимры своему двоюродному брату Владимиру Андреевичу Старицкому за проявленную воинскую доблесть при взятии Казани. Это к нему обращаются монахи Песношского монастыря с просьбой не взимать с них пошлину при закупке соли. Основным занятием кимряков в то время была рыбная ловля.
В 1635 году в Кимрах было 104 двора. Из них: 18 — принадлежало рыбным ловцам, которые круглогодично поставляли рыбу к царскому столу. 67 дворов — торговцам и ремесленникам, среди них 5 кузнецов, 4 портных, 10 сапожников, т. е., в Кимрах, в этот период, уже зарождается сапожный промысел.
В 1688 году Кимры были пожалованы во владение боярину Федору Петровичу Салтыкову по случаю женитьбы царя Ивана V, брата Петра, на дочери боярина Прасковье. Вступив во владение, Федор Петрович, заботясь о внешнем виде села, ставит роскошные палаты на высоком волжском берегу.
Василий Федорович Салтыков, вступив в наследство селом после смерти отца, добивается размещения части армейских заказов в Кимрах, пользуясь родственными связями при дворе. Кимряки обувают армию Петра I, усовершенствуя сапог, поставив его на твердую подошву и укрепив задник. Кимрские сапожники пошили для армии 10 тысяч пар сапог. Выполнение этого заказа дает мощный толчок дальнейшему развитию сапожного промысла.
С этого времени Кимры славятся своими сапожниками, и сапожный промысел становится основным занятием кимряков.
И вот первый экспонат, который меня поразил. Жалко, что не попросила мужа сфотографировать себя рядом. Он огромен! Это болотный сапог-осташ. Его надевали поверх другой обуви. носили такие сапоги рыбаки.
Панорама славного села Кимры, основным населением которого были кустари – сапожники, да купцы, что умело торговали и у себя в лавках, и на ярмарках, и по всей России. Облик села городской: большие одно и двух – этажные дома, построенные по специальным проектам, в купеческом стиле, пестрящие вывесками. Вот здание волостного правления с пожарной каланчой, прекрасный Покровский собор на берегу Волги, освященный в 1825 году. Он поражал своими размерами и великолепием, и по утверждению современников, был одним из самых грандиозных сельских храмов России. Неизвестный архитектор, по выражению специалистов, “сделал замес из классики, ампира, элементов древнерусской архитектуры и добился основной цели – восхитить”. Покровский собор со стоявшей рядом Троицкой церковью были главной достопримечательностью села.
“Край этот, — писал журнал “Русь” в 1881 году — снабжает своими сапожными и башмачными изделиями обе столицы и едва ли не половину России. Из бойкого торгового села Кимры превратились в настоящий, хоть и неофициальный город. Сюда еженедельно приезжают на базар до 20 тысяч человек крестьянского люда. Из Кимр идут заказы и образцы по всему краю, и здесь сосредоточены лучшие мастерские”. В этот период Кимры называли «столицей сапожного царства». Таких красивых и богатых сел в России было совсем немного.
И конечно много-много обуви..сапоги, сапоги.. именно в них наши солдатушки гнали Наполеона. Кимрские сапожники получили императорский указ шит обувь для русского войска.
Сверху висят сапожки для младенца. Кимряки считали, что в сапожном селе младенец должен быть в обуви, даже если он не умеет ходить и мама держит его на руках. рядышком сапоги "в гармошку".
Туфельки ..
Несмотря на то, что Кимры были селом , по сути уклад жизни был городским. Городом де юре он стал в 1917 году.
В 1846 году кимряки выкупились на свободу у последней владелицы села Кимры – Юлии Павловны Самойловой, которая была другом и музой Карла Брюллова, ее он изображал на своих полотнах. Самойлова уезжала за границу и распродавала свое имущество. Кимряки воспользовались этим, заняли в казне 495 тысяч рублей с рассрочкой на 37 лет из 6% годовых и стали государственными крестьянами — собственниками, выдворенными на собственные земли. Это событие также дало мощный толчок развитию сапожного производства.
К 1872 году в Кимрах имелось два разряда производителей сапожного и башмачного товара. Первый разряд составляли 20 крупных владельцев мастерскими. Имея собственные мастерские, они также отдавали кроеную кожу на сторону кустарям, помимо этого скупали обувь у мастеров и сбывали в Москву.
Обстановка в доме зажиточного кимряка-торговца Малюгина.
Второй разряд составляли жители села Кимры, которые шили обувь на дому, имели от 1 до 5 работников и мальчиков в обучении. Они сбывали обувь на еженедельных субботних базарах.
Суровые кимряки на базаре)
И опять много обуви
Начало 20 века. Первая мировая, Революция и Гражданская.
Сапог, пошитый по секретному и срочному заказу для перехода вброд залива Сиваш. Всего за годы Гражданской войны фабрика “Якорь” выпустила 300 тысяч пар обуви, главным образом, армейского образца. За заслуги перед Красной Армией в 1923 году фабрика получила название “Красная звезда”. И предметы периода гражданской войны.
Революция нагрянула. Кимры успели стать городом благодаря решению Временного правительства. И теперь привыкают к новому быту и порядкам. Каждый такой интерьер в музее хочется разглядывать подробно и долго.
Несмотря на сложное время, кимрякам удавалось шить обувь, причем красивую и оригинальную, используя кроме кожи и другие материалы(например, рыбья кожа)
"Праздник в семье богатого хозяина мастерской". Эта, как и композиции выше, произведения наивного художника И.М.Абаляева.
Следующий зал посвящен Великой Отечественной войне. Я не фотографировала, зал небольшой- в основном личные предметы кимряков, участников войны.
В годы войны кимряки продолжали шить обувь. За годы войны фабрика “Красная звезда” выпустила 3 миллиона пар обуви, в том числе 1 миллион солдатской.
Кирзовый солдатский сапог.
Следующие залы повестуют о мирном времени. Обувная промышленность процветала, кимряки опять же занималась своим потомственным делом.
Вообще обуви представлено много. Все по моде советских годов. Довольно узнаваемые модели. Я тщетно искала запавшие в душу кроссовки-не нашла. Но были похожие. Кстати, такие сабо были у моей тети, я их часто носила дома(пока ее нет).
Обуви много..но постить все фото тут не буду, утомлю)) Музей в Кимрах имеет самую богатую коллекцию обуви в России.
А вот знаковые комнатные обстановки покажу. Ностальгия..
60 е. .На фоне этой комнаты меня попросила сфотографировать дама лет 60-70 ))
80 е.. Много знакомых вещей))
Особый зал, посвященный великому земляку- Туполеву.
А. Н. Туполев родился в сельце Пустомазово Кимрского района (25 км от Кимр), 10 ноября 1888г.
После окончания гимназии в 1908 году Туполев поступил в Императорское техническое училище (ныне МВТУ), где под руководством Николая Егоровича Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Именно Андрею Туполеву Жуковский поручил проектирование аэродинамической трубы для испытаний. Сооружение оказалось одним из лучших в России и позволило провести целый ряд аэрогидродинамических исследований, на десятилетие опередивших аналогичные эксперименты за границей.
Стол, кресло, лампа, часы, телефон, макет самолета – из кабинета Андрея Николаевича в Московском объединении “Опыт”, в котором он долгое время работал и возглавлял его.
ТУ-144
Под его руководством было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На самолетах Туполева завоевано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.
А ведь и его настигла репрессивная сталинская машина.
И закончу на позитивной ноте. Еще один, вернее одна, кимряк-кимрячка. Любовь Михайловна Майкова, которая в 79 лет впервые взяла в руки кисть и завоевала миллионы сердец. Первая ее выставка открылась в Москве в 1986 году. Потом были еще 4 выставки. В Америке получил приз документальный фильм о ней “Вид из окошка”. Баба Люба, как ее называли, оставила людям богатое наследство.
Путешествуйте по нашей стране, заходите в местные музеи. Богатая и интересная история, люди, слагающие ее. Это наши корни.
Community Info