прокатились в Питер... вроде бы ничего удивительного, да? Ан нет!
Удивительным в этой поездке было всё! Наша программа так и называлась:
"Петербург умеет удивлять". И показывали нам в поездке такие места, в
которые туристов обычно не водят. Например... Например, Академию Штиглица –
слышали ли вы про такое?


Александр Людвигович фон Штиглиц был крупным промышленником, одним из
первых банкиров и, понятное дело, меценатом и благотворителем. Некоторое
время он возглавлял Государственный банк России. Строил железные дороги,
держал суконную и льняную фабрики. Унаследовав от всей своей родни
громадный капитал, преумножил его, в то же время жертвуя крупные суммы на
благотворительность и поддержку культуры.

В 1876 году на пожертвованные им средства было основано Училище
технического рисования. Здесь не учили живописи – учили
декоративно-прикладным искусствам для нужд промышленности, а также готовили
учителей технического рисования и черчения.
Дальше учебное заведение пошло развиваться. Появились филиалы в Нарве,
Саратове и Ярославле, и Училище стало называться Центральным. Стали обучать
резьбе, майолике, росписи фарфора, чеканке, ткачеству и пр.
Дело Штиглица продолжил Александр Александрович Половцов, женившийся на его
приёмной дочери Надежде Июневой. Историю этой девочки, по неподтверждённым
слухам – незаконной дочери великого князя Михаила Павловича, нам в этой
поездке рассказали трижды, и каждый раз с вариациями (по одной из них
выходило, будто ребёнка Штиглицам буквально подкинули в сад в корзинке,
естественно, в июне). Единственный сын Штиглица и его жены Каролины Миллер
умер в младенчестве, на жену это произвело угнетающее впечатление, и она не
решилась родить ещё. Надежду Июневу Штиглицы вырастили, дали ей хорошее
воспитание, за ней пошло громаднейшее приданое – не только состояние, но и
фабрики, заводы, особняки. Первая невеста России выбрала Александра
Половцова – человека не знатного и не богатого. Это оказался правильный
выбор. Половцов не только преумножил её состояние, но и вместе с ней
занимался благотворительностью и меценатством, продолжив дело её приёмного
отца.

После революции 1917 года Училище сохранило свой профиль, хотя не раз
преобразовывалось и переименовывалось. Сначала оно стало называться
художественно-промышленными мастерскими, потом ВХУТЕМАС, потом ВХУТЕИН,
сливалось с другими структурами, а после войны стало многопрофильным
учебным заведением монументального, декоративно-прикладного, промышленного
и реставрационного искусства – сперва средним, затем высшим. С 1953 по 2006
год носило имя скульптора Веры Мухиной (не имеющей, как водится, к нему
никакого отношения).
Сегодня это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
академию имени А. Л. Штиглица. Это по-прежнему учебное заведение, а вовсе
не музей, тем не менее сюда водят экскурсии, и так как рассказывают об
Академии те, кто в ней работает, рассказы получаются очень живые,
неказённые.
Наш "провожатый" Алексей. Рассказывал замечательно!

Интерьеры Академии богато расписаны, и это не просто украшение – это, можно
сказать, учебное пособие для студентов! Энциклопедия росписей от античных
времён до XIX века.



Потолки – отдельная тема!





Макет комплекса зданий Академии.


Идём выше...




Не знаешь, куда смотреть - то ли вверх, то ли вниз, то ли по сторонам...




Плитка "родная". Вообще, очень многое тут удалось сохранить в первозданном
виде, невзирая на революции, войны, блокаду и пр.



Вот они, "учебные" росписи!





Художники в ту пору увлекались античностью и, конечно же, итальянским
искусством.









Вот это огромное пространство находится под куполом Академии. Проходы в
арках нижнего ряда заложили во время войны, до этого они были сквозные.



Наверху – имена и портреты художников.




Над лестницей – памятник самому Штиглицу.




А это – копия Пергамского алтаря. Оригинал вернули Германии.






Студенты есть студенты!!! :)

Мы обошли верхний ярус по периметру.









Потрясающе красивый пол.




Уходим из-под купола и движемся дальше.


Интересные предметы мебели и интерьера.


Кровать XV века. Одно время этими артефактами настолько не дорожили, что
вот эта кровать была предоставлена киношникам для съёмок фильма "Гамлет"!!!


Это образцы итальянской, французской и немецкой мебели.







Вот этот комод слева, сказал нам Алексей, подделка. Гербы, которые держат
драконы, никогда не существовали в действительности.


Но и подделка того времени – теперь произведение искусства! Вот парадокс!
И опять смотрим на потолок...


... и на пол...

...и снова на мебель...



Изразцы.


Увлечение Италией, в общем-то, характерно для людей искусства. Но в конце
XIX века художников охватил интерес и к искусству русскому и даже
древнерусскому (вспомним Флёново-Талашкино, Абрамцево, Поленово!). Есть в
Академии и русские залы.






Вышивка жемчугом. Речной жемчуг на Руси был абсолютно доступен любой
крестьянке. Но это не народные произведения, а, что называется, по мотивам.


И золотное шитьё.


Набивные ткани.



И снова шитьё.





Очень, очень красиво!












Замечательная коллекция кукол в костюмах разных областей России.






Вышивка.




Украшения – опять же, по мотивам народных.


С огромным сожалением уходим из русского отдела...

...и попадаем на выставку фарфора. Самого разного – китайского,
английского, немецкого...










И ещё немного мебели. Алексей сказал, что вот такая мебель считалась
дурновкусием, кичем; а прошло время – вполне себе музейные вещи :)!






Ох, всё так интересно!







Например, вот этот невероятный буфет!!!


А сколько тут ещё всегооооо...






Печки!!! Это же чудо какое-то!














Так не хотелось уходить из Академии! Приеду ещё непременно!

А пока тех, кому понравилось, приглашаю почитать в моём журнале все записи об этой
поездке!
Community Info